Операция «Страх»


Оригинальное название: Operazione paura, Kill, baby, kill!, Curse of the living dead, Curse of the dead, Don't walk in the park, Operation fear.
Производство: Италия 1966г.
Режиссер: Марио Бава.
В ролях: Джакомо Росси-Стюарт, Эрика Бланк, Фабьен Дали, Пьеро Лулли, Лучиано Катеначчи (Макс Лоуренс).
       «Операция «Страх» по праву считается одним из лучших готических фильмов ужасов мирового кино и является моим любимым фильмом Марио Бавы. А ведь эта картина могла и не появиться на свет, ибо выделенные продюсерами деньги очень быстро закончились в самый разгар съёмок, после чего в финансировании было отказано. Однако Марио Бава предложил актёрам и членам съёмочной группы завершить фильм общими усилиями, не получив за это и гроша, на что те дружно согласились, словно чувствуя, что работают над настоящим шедевром. В результате на премьере этого фильма великий Лукино Висконти аплодировал стоя, а такие режиссёры как Мартин Скорсезе и Дэвид Линч не отрицают влияния «Операции «Страх» на некоторые свои работы. Эх, были же времена… в наши дни такое попросту невозможно, как и невозможно появления подобного шедевра.

       Действие происходит в маленькой суеверной деревушке то ли где-то в Германии, то ли в Трансильвании, но это не суть важно. По этому населенному пункту прокатилась серия странных смертей: часть из них является несчастными случаями, в то время как остальные похожи на самоубийства. Местные жители, всё ещё живущие по законам Средневековья, верят, что всему виной призрак девочки по имени Мелисса Грапс, которая трагически погибла во время праздника. После очередной смерти девушки инспектор Крюгер (Пьеро Лулли) приглашает патологоанатома Пола Эсвея (Джакомо Росси-Стюарт), чтобы тот сделал вскрытие и определил причину смерти очередной жертвы. Приехав в это Богом забытое место, доктор понимает, что попал в самое сердце интриг, древних и смертельно опасных секретов и колдовства…
       Марио Бава всегда славился тщательным подходом к созданию визуального ряда и был настоящим мастером своего дела, выверяя каждый орнамент, каждую мелочь, которая может повлиять на восприятия фильма зрителем и на создание нужной атмосферы. И здесь он довел свою технику до совершенства. Уж не знаю, где снимали это творение, но средневековый город и декорации настолько хороши, что вряд ли мне хватит слов описать всю их красоту. Старинный средневековый городок как будто находится посреди древнего кладбища, из старых обветшавших гробниц которого по ночам восстают мертвецы и выходят на охоту за до ужаса напуганными суеверными жителями. Мрачные почти высохшие деревья с кривыми ветками создают причудливые образы в свете уходящего солнца, а красное зарево предвещает наступление ещё одной ночи, которая может стать последней в жизни очередного жителя этого проклятого места. Туман, аккуратно стелящийся по рыхлой земле кладбища, по ночам понимается верх и вместе с паром и могильным смрадом оседает на мутных стеклах домов и пропитывает неприятным запахом всё вокруг, создавая ощущение, что этот городок стоит на границе мира мертвых и мира живых. Ну а старинное поместье Грапс с его мрачными рельефами, выбитыми стёклами и окружающими кривыми и высохшими деревьями само по себе смотрится зловеще и как бы всем своим видом показывает, что там живет сама Смерть. Сам городок с его узенькими каменными улочками, покрытыми многолетним мхом стенами домов и тусклым светом, льющимся непонятно откуда, является идеальным местом для проживания призраков, ведьм и прочих представителей потустороннего мира, с которыми придется столкнуться главными героям этой ленты.

       Марио Бава активно использует неестественно яркие оттенки и игру теней, благодаря чему фильм действительно смотрится как путешествие в потусторонний мир – мир колдовства древних секретов и призраков. В каждом кадре чувствуется древность и загадочность, хранящая в себе смертельную опасность; временами кажется, что каждое дерево, каждая узенькая улочка и каждая лачужка хранит в себе скопище древних секретов и тайн, прикосновение к которым грозит неминуемой смертью. А прекрасная призрачная музыка Карло Рустикелли только подчеркивает потустороннюю красоту этого творения.
       Создавая визуальный ряд и атмосферу, Марио Бава не забыл и о сюжете. Сценарий этого фильма он писал в сотрудничестве с Роберто Натале и Романо Мильорини, и он тоже великолепен. История развивается очень медленно, однако паутина интриг, загадочных смертей, расследований и суеверий медленно, но верно накатывается на зрителя, чтобы в финале выдать очень неожиданную и необычную развязку, которую вряд ли кто сможет предугадать. Каких-либо жестокостей здесь нет, ибо авторы создавали скорее страшную мистическую сказку для взрослых, нежели фильм ужасов. Самих смертей здесь будет также мало, но от этого фильм не становится менее интересным, ибо история доктора Эсвея настолько запутанная, что временами похожа на сюрреалистический кошмар полный всяких причудливых образов и невнятных намеков.

       На главные роли Марио Бава пригласил тогда уже довольно известных актёров и тем самым сделал их ещё более востребованными и популярными. Роль патологоанатома Эсвея исполнил стильный Джакомо Росси-Стюарт, который в будущем станет завсегдатаем вестернов и джалло. В роли его ассистентки, девушки по имени Моника, которая попала в самое логово смертельно опасных интриг с участием потусторонних сил, исполнила совсем молодая красавица Эрика Бланк, чье имя должно быть знакомо каждому уважающему себя поклоннику итальянского кино. В роли бургомистра Карла выступил продюсер Лучиано Катеначчи, а инспектора Крюгера сыграл Пьеро Лулли. Некоторые источники утверждают, что призрака Мелиссы на самом деле играл мальчик, но в то же время ряд людей это опровергают, и мне кажется, что они правы. Актёрская игра безупречна, а вот не очень хороший английский дубляж немного портит общую картину, но к счастью теперь фильм доступен и на итальянском языке, который гораздо лучше звучит и идеально сочетается с такой красивой мистической историей.

       «Операция «Страх» - признанный шедевр жанра готического фильма ужасов, лента, с которой должен ознакомиться каждый уважающий себя киноман, и квинтэссенция уникального стиля великого Марио Бавы. В наши дни эта лента уже никого не напугает. Но могу точно сказать, что с годами она смотрится только лучше, ибо при современной полной деградации киноиндустрии приятно окунуться во времена давно прошедшие, времена, когда на свет появлялись такие вот шедевры и не из-за больших финансовых вложений, а из-за таланта и преданности своему делу их создателей. Шедевр на все времена!



Материал опубликован: 15 марта 2007 года.