Судья
Оригинальное название: The one man jury.
Производство: США 1978г.
Режиссер: Чарльз Мартин.
В ролях: Джек Пэлэнс, Кристофер Митчум, Памела Сьюзан Шуп, Джо Спинелл.
Этот фильм, хотя и был снят в конце 1970-х, по духу принадлежит к началу 1960-х, а заодно является неким подражанием жестким криминальным триллерам с Чарльзом Бронсоном и Клинтом Иствудом, только в главной роли здесь гениальный Джек Пэлэнс. По духу эта лента очень отстала от своего времени, но в то же время после просмотра остаешься о ней только положительного мнения.
Главный герой фильма, лейтенант полиции Джим Уэйд (Джек Пэлэнс), расследует серию зверских убийств девушек. Неизвестный маньяк сначала жестоко насилует свои жертвы, а потом убивает с помощью колюще-режущих предметов. Уэйд всегда славился своими «нелегальными» и порой «преступными» методами борьбы с маньяками и опасными бандитами, но его начальство, как правило, закрывало на это глаза, а сам он умело заметал следы. Вот и в этот раз он идет к главарю мафии Майку Абатино (Джо Спинелл) и в обмен на «бездействие» полиции тот находит и выдает Джиму данные маньяка. Следующей же ночью лейтенант тайком от всех отправляется в логово убийцы…
Как видите, сходство с героями Клинта Иствуда и Чарльза Бронсона налицо. Герой Джека Пэлэнса – такой же харизматичный, жесткий и справедливый человек, который отличается от вышеназванных только тем, что готов идти на сговор даже с мафией ради достижения своей цели. С мафиози он всё равно разберется, а вот с маньяком, который может в любой момент лишить жизни очередную жертву, медлить нельзя. Он не верит в правосудие и считает, что суды только затягивают и усложняют процесс наказания преступника, поэтому зачастую старается сам осуществлять возмездие.
Казалось бы, перед нами стандартный криминальный триллер про крутого копа, но не тут то было. Есть в этом творении кое-что необычное, а именно его сценарий. Он написан так, что не раз удивит и поставит в тупик зрителя. Герои, на которых даже не подумаешь, вдруг умирают, а почти никак не связанные между собой сюжетные линии поочередно сменяют друг друга. Я специально говорю так завуалированно, чтобы не раскрыть интригу фильма и не испортить настроение тем, кто ещё не смотрел это кино. Финал картины тоже весьма неожиданный, но в то же время закономерный.
Несмотря на то, что сюжет о маньяке, убивающем женщин, располагает к демонстрации насилия, а в некоторых случаях и обнаженки, ни того, ни другого здесь нет. Всё снято довольно целомудренно и без лишнего насилия, а обнаженки нет вообще. Но в данном случае это совсем не портит фильм, ибо со второй половины он вообще уходит в другое русло, да и при наличии грамотного сценария и такого харизматичного героя насилие, в принципе, не нужно. Музыкальное сопровождение, кстати, тоже чем-то отдаленно напоминает оное из фильмов первой половины 1960-х.
На главную роль был приглашен Джек Пэлэнс, один из лучших актёров мирового кино. К сожалению, зачастую ему доставались второстепенные роли и часто в не самых лучших фильмах, но здесь ему дали развернуться по полной. Он отлично смотрится в роли жесткого полицейского и из него можно было бы сделать второго Чарльза Бронсона, если бы режиссёры почаще приглашали на подобные фильмы. В роли мафиози выступил тоже знакомый актёр – Джо Спинелл, тот самый человек, который в будущем сыграет главную роль в знаменитом «Маньяке» (Maniac, 1980) Уильяма Ластига. Молодой Кристофер Митчум поставлен здесь, что называется, «для мебели». У него не так много экранного времени и его персонаж не несет никакой смысловой нагрузки. Можно было вполне обойтись и без него. Главная женская роль досталась Памеле Сьюзан Шуп.
«Судья» - отличный криминальный триллер 1970-х, отсылающий нас к ещё более далеким 1960-м. Оригинальный сценарий, отличная игра Пэлэнса и неповторимый дух того времени делают это творение обязательным для ознакомления почти для всех категорий зрителей, любящих старое кино. Отличная работа не на один раз.
Материал опубликован: 02 марта 2014 года.