Ночь часов


Оригинальное название: La nuit des horloges, La nuit transfigurée.
Производство: Франция 2007г.
Режиссер: Жан Роллен.
В ролях: Овиди, Франсуаза Бланшар, Жан-Лу Филипп, Доминик,
Морис Лёмэтр, Натали Перрей, Жан-Пьер Буйксу, Жан Депейе, Фабрис Мэнту.
       «Ночь часов» должен был стать последним фильмом уникального французского режиссёра Жана Роллена. Уже давно его поразил страшный недуг – рак, который медленно ел его изнутри. Роллен сам говорил, что этот фильм станет последним в его фильмографии и что в нём он подведет итоги своего творческого пути. Но судьба распорядилась иначе, и в 2009 году он выпустил ещё одну ленту «Маска медузы» (Le Masque de la Meduse), но в сюжетном и художественном плане его последним фильмом стала именно «Ночь часов».

       В начале фильма мы встречаемся с главной героиней – девушкой по имени Изабель (так звали многих героинь фильмов Жана Роллена). Она прогуливается по кладбищу Пер-Лашез, где недавно был похоронен её кумир – безвестный режиссёр Мишель Жан. После этого она решает направиться к местам, где он жил и встречает крылатую даму, которая указывает путь к дому режиссёра. Отныне Изабель будут сопровождать призраки героев фильмов Мишеля Жана, которые рассказывают ей о его судьбе, о его фильмах, о том, что он всеми забыт. И вот, наконец, Изабель находит тот самый особняк, который теперь уже пуст и в котором живут только мертвые персонажи Мишеля Жана. С этого момента создание девушки словно растворяется, и она окунается в мистический мир режиссёра, наполненный пугающими фантомами, вампирами, эротизмом и романтичной меланхолией. Пройдя сквозь часы, она оказывается в жутком анатомическом музее и уже казалось бы никогда не сможет выбраться в наш мир…
       «Ночь часов» - глубоко личный фильм Жана Роллена и, как вы уже могли догадаться, тот самый умерший по сюжету режиссёр Мишель Жан есть никто иной, как сам Роллен, настоящее имя которого звучит так - Жан Мишель Роллен ле Жентиль. Это крайне печальный взгляд на собственный творческий путь, который должен был вот-вот подойти к концу. Режиссёр очень часто расставляет отсылки на свои предыдущие фильмы, а также умело добавляет короткие сценки из своих шедевров прошлого. Больше всего отсылок к фильму «Железная роза» (La rose de fer, 1973), наиболее меланхоличному и странному фильму Маэстро. На пути следования Изабель встречает множество странных персонажей, часть из которых являются героями фильмов Роллена, а часть уже изрядно постаревшими актёрами и актрисами. Все они очень тепло отзываются о Жане и с любовью вспоминают те самые старые фильмы. Но все они тоже представлены в виде призраков, обитателей мистического мира, в который попала главная героиня. Будет здесь и Франсуаза Бланшар, игравшая главную роль в фильме «Живая мертвая девушка» (La morte vivante, 1982), и Доминик, которая играла вампирш в ранних фильмах Роллена и больше нигде не снималась, и Жан-Лу Филипп, более всего знакомый по фильму «Окровавленные губы» (Les levres de sang, 1974), и ряд других. Один из актёров, Жан-Лу Филипп, выходит из часов и рассказывает главной героине, что он ищет потерянный фильм Мишеля Жана «Морской путь» (L'itinéraire marin) и приглашает её продолжить путешествие по странному и причудливому миру. На самом деле это был фильм Жана Роллена 1963 года, и он не был закончен из-за отсутствия средств и смерти одного из актёров.

       В одной сцене призрак рассказывает Изабель о том, что Мишель Жан планировал снять свой последний фильм под названием «Преображающаяся ночь» (La nuit transfigurée), а также говорит, что режиссёр понимал, что его работа забыта и что этот фильм никому не нужен. Этим фильмом и стала «Ночь часов»… В финале главная героиня пытается выбраться из мистического мира и покидает особняк, оставляя его обитателей наедине с собой. Возможно, этим Жан Роллен хотел сказать, что он тоже остается один и что в его жизни скоро настанет вечная ночь, а его время подходит к концу.
       Сюжет этого фильма одновременно понятный, но в то же время содержит множество символов и метафор, отсылающих нас к предыдущим картинам режиссёра и его видению этого мира. Я бы даже сказал, что в нём есть элементы арт-хауса, странные герои типа мужчины-совы и мужчины-петуха делают его ещё более странным. Жан Роллен всегда славился как режиссёр меланхоличных романтичных фильмов, в которых Эрос и Танатос смешивались воедино. Неспроста одна из героинь говорит, что смерть на экране выглядит красиво, но она ужасна в реальной жизни. Настроение фильма действительно печальное и меланхоличное, и одна только его тема располагает к печали, ибо это фильм о реально существовавшем человеке, об уникальном Авторе, который знает, что скоро должен будет покинуть этот мир и пытается подвести итог своего творческого пути. В визуальном плане лента тоже очень красива: Изабель ходит по кладбищам, лесам, а затем попадает в старинный особняк, полный странных антикварных предметов и больших напольных часов, которые являются как бы порталами времени и переносят её в миры разных периодов творческого пути режиссёра. Вершиной этого путешествия становится странная комната с макетами людей и человеческих органов (на деле это был анатомический музей во Флоренции), в котором призраки попытаются убить Изабель, а затем покончат с собой весьма необычными способами. Всё это прекрасное действо сопровождается музыкой, написанной давним партнером Жана Роллена – талантливым композитором по имени Филипп д’Арам, который более всего известен по великолепным саундтрекам к фильмам «Железная роза» и «Очарование» (Fascination, 1979). Его печальные мелодии, с временами появляющимся красивейшим женским вокалом нагоняют ещё большую печаль и вкупе с визуальным рядом создают нужное настроение, которое и призвано показать скорбь и печаль по умершему Мишелю Жану и ждущему своего часа Жану Роллену.

       Как я уже сказал, роли в этом фильме исполняли в основном актёры и актрисы из ранних фильмов Жана Роллена. Время их тоже не пощадило, но все они пришли сняться в последнем фильме Маэстро и тем самым отблагодарить его за те замечательные дни приятного сотрудничества, результатом которых стали восхитительные фильмы, уникальные в своем роде и не имеющие аналогов в истории мирового кино. Главную роль Жан Роллен отдал актрисе порнографического жанра Овиди, что в своем роде тоже символично, ибо сам он всегда был связан с этой запретной категорией кино. Овиди по слухам тоже неравнодушна к фильмам Роллена и с удовольствием поучаствовала в сценах с обнаженкой, которые всегда были неизменным спутником шедевров Маэстро.

       «Ночь часов» - глубоко личный и вдумчивый фильм Жана Роллена, который он называл своей последней режиссёрской работой. Эта картина придется по вкусу единицам, ибо чтобы её понять, нужно быть хорошо знакомым с работой режиссёра и не только знать, но и любить её. (Можно сказать, что это прощальный подарок для поклонников.) Этим фильмом Жан Роллен ещё раз доказал свою уникальность и статус одного из самых оригинальных режиссёров мирового кино. Хочется искренне верить, что его имя не будет забыто, а этот фильм иначе как шедевром я назвать не могу.



Материал опубликован: 28 августа 2011 года.