Могильный холм
Оригинальное название: Le notti del terrore, Burial ground, The nights of terror.
Производство: Италия 1980г.
Режиссер: Андреа Бьянки.
В ролях: Марианджела Джордано (Мария Анджела Джордан), Питер Барк, Карин Уэлл,
Джанлуиджи Кирицци, Антонелла Антинори, Роберто Капорали, Симоне Маттиоли.
«Могильный холм» - самый известный фильм итальянского режиссёра Андреа Бьянки, который в основном специализировался на развратном кино и эротике. Интересен тот факт, что подавляющее большинство любителей страшного кино либо считают эту ленту шедевром кинематографии, либо называют её самым бездарным фильмом всех времён. Ваш покорный слуга за 6 лет и где-то пять просмотров этого фильма успел кардинально поменять свою точку зрения по поводу этого творения, ибо по мере отсмотра более редких и дешевых лент понял, что в мире есть картины гораздо хуже и что не надо сравнивать это кино с шедеврами Джорджа Ромеро и Лючио Фульчи. Итак, впереди вас ждет положительная рецензия на один из самых забавных фильмов о зомби «Могильный холм».
Сюжет для авторов зомби-фильмов был всегда на последнем месте, и они практически никогда не уделяли ему должного внимания. Некий специалист по культуре этрусков ведет раскопки в какой-то пещере и находит странный манускрипт. Непонятно как, но этим самым он пробуждает к жизни мертвых, которые не заставляют себя ждать и прямиком направляются к близлежащему особняку, в котором мирно отдыхали несколько пар и семей, приехавших сюда предаться любовным утехам. Теперь люди вынуждены забаррикадироваться и обороняться от наступающих мертвецов, но всё равно им не будет спасенья…
«Могильный холм» в сюжетном плане частично напоминает фильм Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов» (Night of the living dead, 1968): люди закрылись в доме, а трупы пытаются их съесть. Но Андреа Бьянки не был бы самим собой, если бы не приправил свой фильм обнаженкой и развратными сценами, что он успешно и делает на протяжении всего фильма. Нас ждут не очень откровенные эротические сцены, то и дело появляющиеся в кадре обнаженные женские телеса, а персонаж, прославивший этот фильм на весь мир, маленький мальчик в исполнении настоящего взрослого карлика Питера Барка, который испытывает нездоровое сексуальное влечение к своей матери. Всё это соседствует с отличными сценами с мертвецами, которые появляются на экране едва ли не чаще самих героев. Дизайн мертвецов впечатляет: это уже не привычные вам ромеровские кадавры, а полусгнившие куски мяса с пустыми глазницами и кусками свисающей кожи, в которой копошатся многочисленные черви. Также они могут работать в команде (вспоминается знаменитая сцена, где они берут бревно и начинают таранить дверь) и использовать холодное оружие.
Сюжет, конечно же, не блещет оригинальностью, никаких интересных изысков в нём нет, зато дыр больше, чем в швейцарском сыре. Экшн начинается практически с самого начала фильма, а диалоги – заслуживают отдельного абзаца, ибо это вершина человеческого маразма. Я не знаю, о чём думал сценарист Пьеро Реньоли, но без смеха слушать речи героев просто невозможно. В прологе старик говорит нападающим на него трупам «Стойте! Я ваш друг!», а после того, как мать отвергла домогательства собственного малолетнего сына, который полез к ней в трусы, он ей выпалил «Чего тут такого?! Я ж твой сын!». Режиссёр останавливается на взаимоотношениях матери и сына достаточно подробно, причём она потом бегает за ним и хочет попросить прощения (наверное, за то, что не дала...). Ну как можно было написать такое? И таких моментов здесь просто пруд пруди.
Также стоит отдельно поговорить об актёрской игре, которая хоть и хромает, но всё же, если брать во внимание бюджет и общее качество фильма, не такая уж и плохая. Особое внимание следует обратить на маленького мальчика, которого играл взрослый карлик по имени Питер Барк, лицо которого явно не похоже на лицо ребенка и скорее напоминает карикатуру на Дарио Ардженто. Видимо, авторы пригласили его лишь из-за того, что его персонаж должен был лапать мамашу и лезть к ней в трусы (ведь не будут же использовать в таких сценах настоящего ребенка). Ту самую горе-мамашу сыграла хорошая актриса Марианджела Джордано, которой на момент съёмок было более сорока лет, и которая выглядела просто великолепно. Начало 1980-х было настоящим звездным часом для Джордано и фильмы, в которых она снялась в этот период, сделали её настоящей «Королевой крика». Её партнершами по съёмочной площадке были малоизвестная актриса Карин Уэлл и знакомая по порно-джалло Марио Гариаццо «Отель удовольствий» (Play motel, 1979) Антонелла Антинори. Самого молодого мужчину сыграл Джанлуиджи Кирицци, который до этого засветился не в одном фильме с Глорией Гвидой. «Могильный холм» стал последней его работой в кино.
Что же касается крови и внутренностей, то с этим всё в порядке. Эффекты сделаны довольно качественно и их очень много. Во многом фильм прославился благодаря знаменитой сцене с мальчиком, где он, будучи уже мёртвым, прикладывается к груди своей матери и откусывает приличный кусок. Причём эта сцена показана крупным планом. Насилие в этой ленте идёт в режиме нон-стоп за исключением первых 10 минут, которые авторы отдали софт-коровому сексу и небольшой завязке. Музыкальное сопровождение представляет собой неплохие однообразные, но мрачные мелодии, часть из которых мы уже слышали в фильме Ромэйна Гэри «Убей!» (Kill!, 1971).
«Могильный холм» - фильм, который у многих вызывает негативные эмоции, ибо идиотизм сюжета, сцена с сексуально одержимым ребенком в исполнении карлика и ряд других моментов понравится не каждому. Такое же было и со мной. Но по прошествии времени и после знакомства с рядом ещё более плохих фильмов, я посмотрел на это творение с другой стороны и теперь могу сказать, что это всё же отличное развлечение, которое, однако, понравится лишь любителям итальянского кино со стажем и коллекционерам жанра зомби-фильмов в частности. По некоторым непроверенным данным версия, изданная компанией Shriek Show на DVD – не полная.
Материал опубликован: 01 июня 2006 года.