Ночь дьяволов


  • Оригинальное название: La notte dei diavoli, Night of the devils.

  • Производство: Италия-Испания 1972г.

  • Режиссер: Джорджио Феррони.

  • В ролях: Джанни Гарко, Агостина Белли, Тереза Джимпера, Чинция де Каролис, Билл Вандерс,
    Умберто Рао, Джон Барта, Том Феллеги, Роберто Мальдера (Марк Робертс).

«Ночь дьяволов» – вторая работа в жанре ужасов в фильмографии Джорджио Феррони. В основу этого фильма легла новелла Алексея Толстого «Семья вурдалаков», которую до этого успешно экранизировал Марио Бава в своём скетч-хорроре «Три лица страха» (I tre volti della paura). Конечно же, авторы сделали очень вольную экранизацию, но всё же приятно видеть в титрах замечательного итальянского фильма фамилию русского писателя.

Фильм начинается в психиатрической клинике, куда доставляют Николу (Джанни Гарко), главного героя этой истории. Он ничего не помнит и панически боится ночи, а врачи разводят руками и не могут поставить диагноз, ибо никогда не сталкивались с подобным видом расстройств. Этой же ночью в клинику приходит странная девушка по имени Зденка (Агостина Белли), которая вызывает у Николы шок. К нему возвращается память, и он начинает восстанавливать картину произошедших с ним страшных событий. Однажды он ехал по безлюдной местности через лес и увидел девушку, перебегавшую дорогу. Чтобы её не сбить, он был вынужден резко свернуть, в результате чего врезался в дерево и дальше ехать не смог. Чуть позже Никола доходит до маленького домика, в котором живет странное семейство. Они верят в существование вурдалаков и утверждают, что этот лес полон духов, которые приходят по ночам, чтобы забирать членов семьи одного за другим. Естественно, Никола не верит во всё это, но вскоре ему придется убедиться в правдивости этих древних легенд…

Джорджио Феррони со товарищи создал неторопливое и красивое кино, действие которого почти полностью происходит в уединенной хижине посреди леса, наполненного нечистой силой. Режиссёр создает довольно необычную атмосферу, которая не похожа на то, что мы привыкли видеть в итальянских фильмах ужасов. Подобное было и с его более ранней работой под названием «Мельница каменных женщин» (Il mulino delle donne di pietra).

Как и в большинстве итальянских готических ужасов сюжет данного творения развивается крайне медленно и в первой половине ленты практически ничего не происходит. Главный герой попадает в общество непонятных ему людей и очень медленно адаптируется. Но он так до конца и не поймет их образ жизни, их страх перед сверхъестественным и отрешенность от остального мира. И только молодая девушка Зденка, которая бывала в городе, кажется ему более-менее вменяемой. А тем временем режиссёр постепенно начинает нагонять страх и создает мрачную атмосферу, которая с каждой минутой усиливается, но не превращает фильм в тягучее гипнотическое полотно, как это бывает с другими подобными картинами того периода. Она вовлекает зрителя в происходящие события и не позволяет ему оторваться от экрана ни на минуту.

Помимо всего прочего будет здесь немного обнаженки и кровавых сцен. В начале 1970-х европейские режиссеры старались не упускать эти два момента, ибо они привлекали дополнительное количество зрителей в кинотеатры. Не стал исключением и Джорджио Феррони. В начале нас ждёт несколько флэшбэков с кровью и обнаженкой, а в середине и в конце несколько кровавых сцен. Но картина интересна не этим, а общей страшной атмосферой, кульминация которой происходит ближе к финалу, когда главный герой остается один на один с демонами в зловещем ночном лесу. Вот тут то любители страшного кино и получат максимальное наслаждение. Но и это ещё не всё! После того, как картина, казалось бы, должна закончиться, мы возвращаемся в психиатрическую клинику, где нас ждёт пусть и предсказуемый, но очень эффектный финал.

На главную роль был приглашен Джанни Гарко, ветеран спагетти-вестернов и немецких эротических комедий. Честно говоря, смотрится в подобном кино он непривычно… Но роль свою исполняет достойно. Главная женская роль досталась обожаемой некоторыми зрителями Агостине Белли, а её партнершей по съёмочной площадке была тоже небезызвестная Тереза Джимпера, лучше всего знакомая по ходившему у нас на видео фильму Рея Дэнтона «Склеп живых мертвецов» (Crypt of the living dead). Роль девочки Ирины исполнила Чинция де Каролис, которая в будущем, когда станет девушкой, снимется в безумной эротической ленте Раньеро ди Джованбаттисты «Сладострастие» (Libidine, 1979).

«Ночь дьяволов» – один из лучших готических хорроров 1970-х и просто объективно отличная лента. Конечно же, с технической стороны она не идеальна и здесь есть к чему придраться, но я сознательно не стал акцентировать внимание на недостатках, ибо сама по себе лента является шедевром и имеет куда больше достоинств…

Материал опубликован: 02 сентября 2007 года.