Бурная ночь


Оригинальное название: La notte brava, The big night.
Производство: Италия-Франция 1959г.
Режиссер: Мауро Болоньини.
В ролях: Жан-Клод Бриали, Лорен Терзиефф, Розанна Скьяффино,
Эльза Мартинелли, Томас Милиан, Антонелла Луалди, Изарко Равайоли.
       Свою карьеру режиссёра Мауро Болоньини начал в середине 1950-х годов и к началу 1960-х в его послужном списке было уже достаточное количество вполне успешных работ. В 1959 году Болоньини берется за экранизацию романа Пьера Паоло Пазолини «Шпана» (Ragazzi di vita), результатом чего становится лента «Бурная ночь», о которой сейчас и поговорим.

       Одним из сценаристов был сам автор произведения Пьер Паоло Пазолини, который спорил с режиссёром о том, что «людей из трущоб должны играть только люди из трущоб» и что не надо сильно приукрашать фильм, ибо он рассказывает не о роскошной жизни богатых людей, а о низших слоях итальянского общества. Но Болоньини были чужды такие взгляды, и он настоял на своем, в результате чего на главные роли были приглашены профессиональные актёры, а женские роли достались в большинстве своем красивым актрисам. И надо сказать, что это никак не испортило фильм, а даже наоборот сделало его более красивым и интересным, хотя и менее реалистичным.
       Фильм начинается с показа перепалки двух дешевых уличных проституток, которые не поделили территорию и клиентов. Тут же их подбирает машина с двумя главными героями, Руджеро и Шинтиллоне, которые где-то раздобыли несколько винтовок и теперь ищут, куда бы их сбыть. В этом им помогает ещё один молодой человек по кличке Белла-Белла. Именно благодаря ему они сбывают краденное и получают солидную сумму денег. Теперь парни планируют позабавиться с проститутками и бросить их в безлюдной сельской местности. Но эти две барышни уже догадались о планах парней и украли у них деньги, после чего молодые люди так и не смогли их найти. Далее следуют попытки ограбить неких других парней и совместная поездка с ними в богатый дом, где Руджеро крадет кошелек с очень крупной суммой денег и влюбляется в одну девушку. Теперь он желает вернуть украденное, но Шинтиллоне крадет деньги, пока Руджеро дерется из-за них с Беллой-Беллой, после чего едет к предмету своего обожания по имени Розанна, чтобы отвести её в дорогой ресторан. Устроив там скандал, Шинтиллоне лишается всего, а вовремя подоспевший Руджеро получает обратно деньги и теперь уже он едет кутить с девушкой друга. Эта бурная ночь пройдет очень быстро и не оставит после себя ничего…

       Мауро Болоньини снял пусть и очень красивую в визуальном плане ленту, но в то же время приукрасил всё так, что главные герои не похожи на каких-то парней из трущоб. Они скорее похожи на вполне самодостаточных детей среднего класса, которые просто не желают работать и прожигают свою жизнь в кутежах и мелких преступлениях. Какой-либо серьезной бедности или нищеты в фильме также не видно, но зато режиссёр активно показывает нам роскошный особняк, в котором останавливаются главные герои, дорогие машины, рестораны, где они тратят ворованные деньги, и тому подобные вещи. Показательна сцена, в которой Руджеро и Розанна приходят в уже закрытый ресторан и он платит приличную сумму денег, чтобы в эту ночь заведение работало только для них. Здесь же он просит официанта принести блюда и выпивку на сумму, на которую не заказывал ещё ни один богатый клиент. Т.е. о какой нищете идет речь? Может парни и действительно голодают большую часть своей жизни, но Болоньини показывает только её «красивую» сторону.
       Собственно, фильм не утерял своей актуальности до сих пор. И в наши дни можно встретить таких же вот героев этого творения. Только это, скорее, уже будут дети богатых родителей, которые тратят деньги направо и налево, не задумываясь о своем будущем и о своей жизни. Розанна – типичная корыстная женщина, которую практически можно причислить к тем же проституткам из пролога. Сначала она встречается с неким Элизео, у которого, вроде как, водятся деньги. Потом к ней приходит Шинтиллоне с полными карманами бумажек, а затем она соглашается «дружить» с Руджеро, ибо у него тоже полно денег. В финале Руджеро понимает, что денег у него не осталось, комкает последнюю купюру и кидает её с моста. Что это? Пришло осознание своего образа жизни или же просто мимолетная печаль от того, что закончились деньги?

       Как я уже сказал, на главные роли Мауро Болоньини решил пригласить профессиональных актёров. Это были Жан-Клод Бриали и Лорен Терзиефф, а главная женская роль досталась Розанне Скьяффино. Все актёры отлично исполнили свои роли, но всё же, возможно, Пазолини был прав, ибо на нищую молодежь созданные на экране персонажи совсем не похожи. Также в небольших ролях засветились Томас Милиан и Изарко Равайоли.

       «Бурная ночь» - прекрасный в визуальном плане, интересный в сюжетном и просто грамотно поставленный фильм именитого режиссёра. Мауро Болоньини представил свое видение мира, созданного Пазолини, и сделал это очень качественно, благодаря чему картина смотрится на одном дыхании и вызывает только положительные эмоции.

Материал опубликован: 24 февраля 2011 года.