Кошмар больного мозга

  • Оригинальное название: Nightmare in a Damaged Brain, Nightmares, Blood splash, Schizo.

  • Производство: США-Италия 1981г.

  • Режиссер: Романо Скаволини.

  • В ролях: Бэйрд Стэффорд, Шэрон Смит, Мик Криббен, Дэнни Ронан.

В первой половине 1970-х режиссёр Романо Скаволини проявил себя как достаточно активный деятель итальянской киноиндустрии. На его счету необычный джалло «Белое одеяние для Мариале» (Un bianco vestito per Mariale, 1972) и оригинальная криминальная драма «Я его слуга» (Servo suo, 1973), после которой Скаволини надолго отошел от режиссуры и работал в качестве оператора. В начале 1980-х он приезжает в США, где вновь решает вернуться в режиссёрское кресло, и самой узнаваемой его работой в этой стране становится печально известный фильм ужасов «Кошмары поврежденного мозга», который в Великобритании попал в список запрещенных фильмов Video Nasties, а дистрибьютор, издавший полную версию на видео, получил реальный тюремный срок.

Картина рассказывает о странном человеке, который в детстве перенес психологический шок и с тех пор тронулся рассудком. Сейчас его держат в психиатрической клинике, ибо периодически он видит дикие кошмары, после которых превращается в неконтролируемого убийцу. Доктора пытаются применить к нему новейшие способы лечения, которые должны помочь избавиться от всех этих кошмаров. Но в один день пациент сбегает из клиники и оказывается на свободе, а препараты так и не избавили его от жутких видений. Начинаются убийства и кровь, а сам психопат со временем звонит доктору с просьбой избавить его от кошмаров. Но в тот момент, когда он должен был назвать адрес своего нахождения, случается очередной приступ. С течением времени он присматривается к одной особой семье, которую и собирается убить. Но это оказывается нелегко…

Дистрибьюторы, которые издавали и показывали этот фильм, всячески убеждали зрителя, что спецэффекты делал знаменитый Том Савини, что могло бы привлечь дополнительных заинтересованных людей к картине. Но на деле Савини был всего лишь консультантом, а спецэффектами занимался Эд Фрэнч. Но это нисколько не испортило фильм, ибо он хорошо постарался и снабдил картину рядом ультракровавых и довольно качественных сцен. Зрителя ждёт пусть и не очень большое количество убийств, но все они будут показаны со смаком и кровавыми подробностями, а сцена из детства главного героя будет демонстрироваться много раз на протяжении всего фильма.

Сюжет фильма достаточно интересен и из него можно было сделать отличный маньячный триллер, который мог бы поконкурировать со знаменитым «Маньяком» (Maniac, 1980) Уильяма Ластига. Но сценарий, автором которого был сам Романо Скаволини, не выдерживает никакой критики и превращает фильм в сплошное недоразумение, разбавленное насилием и кровью. Во-первых, продолжительность. Ну зачем снимать маньячный ужастик почти в 100 минут, если не планируешь сделать его динамичным и создаешь не так уж и много действующих лиц? Всё это привело к тому, что между сценами действия нас ждёт не рассказ о жизни маньяка, его видениях и тому подобных вещах, а всякие проходные диалоги, сцены жизни семьи и прочая болтовня. Всё это действительно вызывает желание помотать данное кино вперед, но чем дальше – тем больше этих ненужных сцен. В середине фильма нас ждёт продолжительный эпизод с «шуткой» одного из детей женщины, на которую нацелился маньяк. Всё это затянуто и неинтересно и со временем ситуация только усугубляется.

Действующих лиц, как я уже сказал, не так уж и много. Нет, они есть, маньяку есть кем поживиться, но на деле всё не так. Спрашивается, зачем было вводить столько детей в фильм и уделять им такое количество внимания? Ведь это превращает кино в какой-то детский сад, так как маньяк всё равно с ними ничего не сделает, но зато беготни и сцен из их жизни будет больше чем достаточно. Ну и финал убивает наповал, ибо там нас ждёт сражение ребенка с маньяком, который, как оказалось, очень хорошо умеет обращаться с оружием. И если в «Антропофаге – II» (Rosso sangue, 1981) сцена убийства главного злодея ребенком смотрелась интересно и эффектно, то тут сплошной маразм и наивность. Уж лучше бы авторы озаботились другими вещами, нежели показом детей (всё-таки фильм ужасов как-никак). Созданием атмосферы или историей маньяка и его видениями, например. Но на деле этому в фильме уделяется совсем мало времени.

В качестве актёров пригласили в основном новичков и дебютантов, часть из которых впоследствии снялась в других фильмах Скаволини «американского» периода, а часть больше нигде не участвовала. Естественно, ни о какой актёрской игре и речи быть не может. Дикие кривлянья детей, неумелая игра взрослых актёров, скучный сюжет, идиотское финальное сражение… недостатки этого фильма можно перечислять очень долго, а вот достоинства едва ли можно найти. Одной кровью сыт не будешь. Не рекомендуется к просмотру даже ярым поклонникам страшного кино и маньячных триллеров.

Материал опубликован: 16 ноября 2012 года.