Смерть улыбается убийце
Оригинальное название: La morte ha sorriso all'assassino, Death smiles at murderer, Death smiled at murder.
Производство: Италия 1972г.
Режиссер: Аристид Массаччези.
В ролях: Клаус Кински, Ева Олин, Джакомо Росси-Стюарт, Лучиано Росси,
Аттилио Доттезио, Анджела Бо, Пьетро Торризи (нет в титрах).
Будучи уже оператором со стажем в начале 1970-х Аристид Массаччези решил попробовать себя в качестве режиссёра. В 1972 году он дебютировал сразу же несколькими фильмами в жанре вестерна и эротической комедии на тему произведений Джованни Боккаччо (decamerotic). В титрах части фильмов его имя не указано, а основными их режиссёрами были другие люди. В том же 1972 году на экраны выходит и одна из первых работ Массаччези в жанре ужасов «Смерть улыбается убийце», в титрах которой он не стал прятать своё имя под псевдонимом. И получилось у него довольно оригинальное сюрреалистическое полотно, которое надо смотреть не один раз, чтобы прочувствовать всю его необычность и уловить все скрытые детали.
Этот фильм является единственной картиной Аристида Массаччези, где в титрах значится его настоящее имя. Картина с треском провалилась в прокате, что и подвигло режиссёра в будущем использовать многочисленные псевдонимы. К тому же в те времена он всё ещё хотел быть известным в первую очередь как оператор. Главная особенность описываемого фильма – практически полное отсутствие сюжета. Всякие попытки понять происходящее на экране оборачиваются провалом. Фильм представляет собой набор сцен\историй, которые, вроде, и связаны между собой, а в то же время эти связи практически невозможно уловить.
Главная героиня – молодая девушка Грета фон Хольштейн (Ева Олин). Сначала нам показывают её брата и её труп на алтаре, а затем карету, попавшую в аварию. Кучер погиб, а Грета выжила. Её приютила молодая семья аристократов. После осмотра странным доктором Стёрджесом (Клаус Кински) и диагноза «амнезия» хозяева дома решают оставить Грету у себя, пока она полностью не выздоровеет. Постепенно девушка соблазняет и мужа, и жену, а все остальные персонажи, тем или иным образом причастные к Грете, умирают от рук неизвестного убийцы. И это только начало…
А теперь обратимся ко всем плюсам и минусам фильма. Повествование ведется очень странным образом: оно только запутывает зрителя. Нам показывают то воспоминания, то реальность, то видения. За 80 минут экранного времени режиссёр успевает перепахать кучу историй, в том числе «Франкенштейна» Мэри Шелли и «Чёрного кота» Эдгара По. Действие будет происходить в очень красивых местах: нас ждут прекрасные пейзажи, роскошный старинный особняк и жуткий склеп, в котором зрителя и героев ждут странные, страшные и порой необъяснимые вещи. Очень красиво смотрятся сцены, в которых героиня Евы Олин превращается в жуткий труп, а персонаж Клауса Кински, доктор Стёрджес, так и вообще сама загадка.
Жестокие убийства и обнаженка присутствуют в достаточных количествах, но они очень странно распределены по всему фильму, вернее как бы сгруппированы. Часть фильма показывает нам веселье, охоту, развлечения, затем идут сцены с обнаженкой, потом ряд убийств, потом ещё что-то. То есть различные сцены распределены как бы по группам, что создает необычный эффект. Музыкальное сопровождение Берто Пизано просто великолепно, а одну-две мелодии мы уже могли слышать в фильме Ромэйна Гэри «Убей!» (Kill!, 1970). Музыка получилась такая же неординарная, как и сам фильм; она идеально подходит к каждой сцене и имеет ряд запоминающихся мелодий, которые ещё раз доказывают талант и профессионализм Пизано как композитора. Медленные гипнотические мелодии чередуются с успокаивающей и легкой музыкой, которая иногда прерывается мрачными гитарными рифами – что может быть лучше для подобной странной и необычной картины? Позже часть треков из этого фильма возьмет Андреа Бьянки для своего фильма «Малабимба – одержимая бесом» (Malabimba, 1979).
Для одной из своих первых картин Массаччези позвал настоящих звезд. Клаус Кински играет странного доктора, который пытается найти способ воскрешения мертвых и создания сверхчеловека (режиссёр не прошел мимо истории Франкенштейна). Ева Олин, обладательница титула «Мисс Швеция», отлично смотрится в роли таинственной Греты; особенно хороши сцены в подвалах особняка, где она ходит в красных одеяниях. Джакомо Росси-Стюарт имеет не много экранного времени, но всё же отлично вписывается в происходящее действо. Спецэффекты не очень качественны, но вполне подойдут для подобного кино.
«Смерть улыбается убийце» - очень необычный фильм и великолепный дебют культового итальянского режиссёра (Массаччези и сам не помнил, какой из фильмов был его первой режиссёрской работой, но этот был один из первых), который в будущем подарит нам не один шедевр жанра ужасов и эксплуатационного кино. Эта странная сюрреалистическая лента будет понятна далеко не всем зрителям, а понравится и подавно ещё меньшему их количеству, но в этом нет вины создателей, а даже наоборот – они сняли действительно оригинальное кино, непременно достойное, чтобы его помнили будущие поколения.
Материал опубликован: 14 апреля 2006 года.