Смерть убийцы


Оригинальное название: La mort d'un tueur, Death of a Killer.
Производство: Франция-Италия 1964г.
Режиссер: Робер Оссейн.
В ролях: Робер Оссейн, Симон Андреу, Мари-Франс Писье, Лилия Кедрова, Роже Карель.
       Думаю, что вряд ли кто будет оспаривать тот факт, что Робер Оссейн является одним из лучших режиссёров Франции и что его фильмы 1950-1960гг. просто великолепны. «Правдивая игра», «Ночь шпионов», «Ты… яд»… список можно продолжать. Но сейчас я хочу рассказать о менее известном фильме Оссейна под названием «Смерть убийцы».

       «Смерть убийцы» - это довольно короткая по продолжительности (75 минут) и стильная криминальная история с элементами жанра нуар. Главного героя, как это часто бывает, играет сам режиссёр. Пьер Масса выходит из тюрьмы после пятилетнего заключения. Первым делом он встречается со старыми друзьями и идет домой навестить мать и сестру. Однако сестры он там не нашел, а мать сказала, что она уехала сразу же после того, как его посадили. И уехала она с неким Лучиано (Симон Андреу), тем человеком, с которым Пьер пытался ограбить автомобиль, перевозивший деньги из банка, и которого он обвиняет предательстве. Теперь у Пьера одна цель – найти Лучинао и отомстить. В один день он находит и его, и сестру: они любят друг друга и собираются пожениться. От расправы Лучиано спасли мафиозные боссы, которые вызвали обоих гангстеров на суд и решили выслушать доводы каждого. К сожалению, Пьер был слеп от ненависти и делал всё возможное, чтобы бывшего друга признали виновным, несмотря на то, что тот даже не тронул спрятанные деньги до возвращения Пьера из тюрьмы. Выслушав рассказы Пьера и Лучинао, главный мафиози предлагает им сыграть в русскую рулетку…
       Прочтя описание сюжета, можно подумать, что нас ждет очередной фильм про мафиозные разборки и тому подобные вещи. Но это не совсем так. Робер Оссейн не стал бы снимать примитивный фильм с перестрелками и драками, убийствами и погонями. Конечно же, здесь есть действие, весьма интересное и напряженное, но фильм не совсем об этом. Как мне показалось, режиссёра больше интересовал внутренний мир героев, а также спор Пьера и Лучинао, который так и остался не разрешенным. Даже мафиозные боссы не смогли рассудить кто из них прав, а кто виноват и именно поэтому предложили самый простой, но несправедливый способ – русскую рулетку. Однако Пьер даже не знает, чем это обернется для него самого. Спешу заметить, что игра в русскую рулетку – далеко не финал картины, дальше будет продолжение и интересная развязка, о которой я предпочту умолчать.

       Наверняка зритель тоже будет сомневаться и строить догадки по поводу двух главных героев. Пьер возненавидел Лучиано ещё до того, как они пошли на дело. А всё из-за его интереса к сестре, которая ответила взаимностью на ухаживания молодого человека. Пьера это почему-то очень бесило, и он всячески препятствовал их отношениям, что иногда может навести на мысль о том, что у него самого какой-то нездоровый интерес к девушке, ибо до сего момента он считал Лучиано чуть ли не своим лучшим другом. Сам же Лучиано клянется, что не подставлял Пьера и что, увидев полицию, убежал, чтобы его тоже не повязали и не посадили в тюрьму. Он даже не трогал деньги, которые спрятал Пьер, хотя знал где они лежат, и мог преспокойно уехать с ними за границу и жить припеваючи. Да и стал бы Лучиано подставлять родственника своей будущей невесты? Но есть и другая сторона медали: можно подумать, что Лучиано подставил Пьера ради того, чтобы он не мешал его отношениям с девушкой… однозначного ответа, виновен Лучиано или нет, мы так и не получим.
       Робер Оссейн снял очень красивый в визуальном плане фильм. Черно-белый видеоряд как нельзя лучше подходит для подобной гангстерской истории, а узенькие и иногда жутко грязные улочки маленького городка смотрятся необыкновенно, особенно когда по ним идут три стильно одетых мужчины, во главе которых сам Робер Оссейн в чёрном плаще и шляпе. Большая часть действия происходит на улице, поэтому мы не сможем насладиться красивым убранством и интерьерами квартир, домов и других помещений тех времен, но от этого фильм не становится менее красивым. Музыку к фильму написал отец режиссёра Андре Оссейн и надо сказать, что она великолепна, особенно главная тема фильма, которую можно слышать в начале и в финале.

       Робер Оссейн был не только хорошим режиссёром, но и отличным актёром. Частенько он сам играл главные роли в своих фильмах и делал это так, что зрителю будет трудно представить кого бы то ни было ещё на его месте. Очень стильный, с печальным выражением лица этот человек действительно хорошо вживается в образ Пьера, разочарованного в жизни преступника, которым руководит только одно – жажда мести. В роли Лучиано выступил тогда ещё совсем молодой Симон Андреу. У его персонажа гораздо меньше экранного времени, да и от него особо ничего не требовалось в плане актёрской игры. Мать главного героя сыграла известная актриса Лилия Кедрова.

       «Смерть убийцы» - отличная криминальная драма с элементами и стилистикой нуар фильмов. Эта лента наверняка понравится довольно широкому кругу зрителей, ибо интересна в плане сюжета, красива в визуальном плане и просто качественно снята. Очередной шедевр великого французского режиссёра.

Материал опубликован: 08 февраля 2011 года.