Смерть Марио Риччи


Оригинальное название: La mort de Mario Ricci.
Производство: Швейцария-Франция-ФРГ 1983г.
Режиссер: Клод Горетта.
В ролях: Джан Мария Волонте, Магали Ноэль, Хайнц Беннент, Мимси Фармер.
       «Смерть Марио Риччи» - очень необычный и довольно редкий фильм швейцарского режиссёра Клода Горетты, который демонстрировался по нашему телевидению, благодаря чему мы и западные зрители можем ознакомиться с этим маленьким шедевром, за который Джан Мария Волонте получил приз на Каннском кинофестивале.

       Некий известный журналист Бернар Фонтана (Джан Мария Волонте) прибывает в маленькую швейцарскую деревушку для того, чтобы взять интервью у местного писателя, художника и своего рода эксперта по проблемам голода в странах Африки Анри Кремера (Хайнц Беннент). Однако по прибытии Фонтана понимает, что оказался в этом месте в не совсем удачный момент. Дело в том, что совсем недавно здесь был убит иммигрант-итальянец Марио Риччи, которого якобы сбил на своей машине владелец местной мастерской. Стараясь абстрагироваться от проблем жителей деревни, Бернар пытается взять интервью, но это ему не удается, так как Кремер оказывается не совсем адекватным человеком, у которого случаются резкие перепады настроения и приступы апатии. Постепенно, гуляя по деревне и общаясь с её жителями, журналист оказывается ввязанным в хитросплетение местных интриг, которые вертятся вокруг загадочной смерти Марио Риччи…
       Сценарий Клода Горетты и Жоржа Хальды – это одна из сильнейших сторон данного творения, ибо здесь всё выверено до мелочей. Авторы очень дотошно раскрывают характеры всех основных действующих лиц и не забудут поверхностно пройтись по второстепенным персонажам. Это и профессиональный, но, как мне показалось, не очень счастливый журналист Фонтана, и одинокая работница местного бара Соландж, которой уже опостылели бесконечно пьяные рожи посетителей её заведения, и наглые молодчики, замешанные в событиях той страшной ночи, и странный писатель\художник Анри, который сначала соглашается на интервью, а в самый его разгар запирается в своей комнате и криком требует оставить его в покое, и множество других персонажей.

       Авторы очень ярко живописуют картину неторопливой деревенской жизни, в которой практически ничего не происходит и каждый день похож на предыдущий. Казалось бы, время застыло в этом месте, но неожиданная смерть Марио Риччи изменяет привычный темп жизни местных жителей и превращает мирную и тихую деревушку в логово интриг и загадок. Сама деревушка и её жители показаны настолько хорошо и живо, что просто нет слов. Как будто Горетта действительно не приглашал никаких актёров, а просто поехал в настоящую деревню с камерой и начал снимать жизнь её аборигенов. В этом месте мы встретим и интеллигентов, и работяг, и пьяниц, и не очень умную, но задиристую молодежь…
       С самого начала зрителю становится ясно, что смерть Риччи сама по себе является загадкой. Режиссёр сознательно не показывает нам ни погибшего, ни сам инцидент, ни его виновника, поэтому мы будем сидеть в таком же неведении, как и почти все герои этого фильма и только под конец начнется приоткрываться завеса тайны, которая случайно выведет Бернара Фонтану на верный путь и поможет ему предотвратить ещё одно страшное событие, о котором я предпочту умолчать, дабы не раскрывать всех интриг сюжета.

       Однако не стоит думать, что этот фильм – хорошо продуманный детектив. Режиссёр сознательно избегает демонстрации какого-либо действия и уж тем более не показывает нам никаких расследований. Фактически дело было закрыто ещё до приезда Фонтаны и официальной причиной смерти Марио Риччи считался несчастный случай. Однако по чистой случайности главному герою удается докопаться до правды, вернее она сама находит его, ибо он не прилагал ровным счетом никаких усилий, чтобы хоть что-то узнать о смерти паренька. Просто судьба так распорядилась…

       Думаю, не стоит много говорить об актёрской игре, ибо участие такого актёра как Джан Мария Волонте уже говорит само за себя о том, что зрителя ждет хорошее кино с отличной игрой этого гения. Волонте на этот раз играет престарелого, хромого и, судя по всему, одинокого человека, единственной отдушиной в жизни которого является работа. Хайнц Беннент тоже очень хорош роли странного писателя с резкими перепадами настроения, а плохо стареющая Мимси Фармер неплохо вжилась в образ его жены, женщины, которая ничего не видела на этом свете из-за причуд своего мужа и которая же очень сильно устала от такой жизни, но не в силах что-либо изменить. Магали Ноэль великолепна в роли работницы бара Соландж, у которой завязывается легкий роман с героем Волонте. Музыкальное сопровождение в меру меланхолично и никогда не выходит на первый план. Мне очень понравилась печальная мелодия на пианино, которая будет не раз играть на протяжении всего фильма.

       «Смерть Марио Риччи» - настоящий маленький шедевр и ещё одно доказательство таланта Джана Марии Волонте, который в очередной раз показал, что ему под силу играть любые роли. Великолепный, продуманный до мелочей сценарий, отличная актёрская игра, слегка меланхоличная атмосфера и очень грамотная постановка делают этот фильм обязательным просмотру всем любителям хорошего кино и в особенности тем, кто любит серьезные и вдумчивые картины.

Материал опубликован: 08 августа 2011 года.