Взгляд Медузы


Оригинальное название: The Medusa Touch.
Производство: Великобритания-Франция 1978г.
Режиссер: Джек Голд.
В ролях: Ричард Бартон, Лино Вентура, Ли Ремик, Дерек Джейкоби.
       Летом 1977 года англичанин Джек Голд в спешке приступил к съемкам своего самого известного и лучшего фильма «Взгляд Медузы». Во многом спешка была обусловлена очень сжатым графиком работы Ричарда Бартона, который через три недели должен был лететь в Южную Африку на съёмки другого фильма. Первоначально Голд не хотел приглашать Бартона на одну из главных ролей и предлагал Никола Уильямсона, но продюсеры настояли на своем, мотивируя это тем, что на его имени можно будет просить больше денег для съёмок фильма. В результате пусть и спешной работы всех этих людей, мы получили настоящий шедевр – неторопливый мистический детектив, который до сих пор производит неизгладимое впечатление на зрителя и может похвастаться потрясающе реалистичными сценами разрушения собора.
       В прологе мы видим мужчину, смотрящего по ТВ сюжет об американских космонавтах. Через мгновение к нему подходит некто знакомый и в следующий момент несколько раз ударяет его железной статуэткой по голове. Далее мы узнаем, что это был весьма странный писатель по имени Джон Морлар (Ричард Бартон), который вел уединенный образ жизни и практически ни с кем не общался. Оказалось, что он жив и теперь его едва живое тело поместили в реанимацию местной больницы. Приехавший из Франции по обмену детектив Брюнель (Лино Вентура) потихоньку начинает раскручивать это дело и восстанавливать картину жизни Морлара. Он знакомится с психотерапевтом по фамилии Зонфельд (Ли Ремик), которую посещал писатель и постепенно узнает, что с детства он был одержим идеей, суть которой состояла в том, что он якобы обладает даром приносить несчастья. Многие люди, сопровождавшие его на жизненном пути, погибали ужасными смертями. Поначалу Зонфельд не верила, что виной тому был Морлар, но недавнее крушение самолета убедило её в правдивости его утверждений. Убедился в этом и сам инспектор, который теперь понимает, что мозг писателя отчаянно сопротивляется, нарушая все законы природы, чтобы совершить последнюю волю его носителя – уничтожить Министерский Собор, в котором будет должна собраться вся политическая элита страны и гости из других государств. Но кто поверит инспектору, рассказывающему о едва живом человеке, способном уничтожать предметы и строения на расстоянии?

       Этот фильм был снят по роману Питера Ван Гринуэя, а над сценарием работал некто Джон Брилей. И надо сказать, что он постарался на славу. Сценарий выверен до мелочей, и я так и не сумел найти хотя бы один «ляп» или какую-нибудь нестыковку. Детективная интрига гениальна и вряд ли зритель узнает имя убийцы до того, как это сделает главный герой. Развитие событий происходит очень медленно, а действие в фильме будет только ближе к финалу. Вся остальная часть экранного времени отдана детективному расследованию, сбору улик, разговорам Брюнеля с родственниками жертв и подозреваемыми. Но всё это подано так, что с самых первых кадров картина полностью увлекает зрителя в свой мир, не позволяя ему отвлекаться на посторонние вещи и уж тем более скучать. Детектив Брюнель будет по крупицам собирать историю жизни странного писателя и жизнь эта сама по себе будет интересна зрителю, ибо она полна странных, страшных и необъяснимых событий.
       Ближе к финалу, в сценах, когда к собору начинают подъезжать картежи с высокопоставленными персонами, авторы опять не стали делать банальных ходов: Брюнеля с его рассказами не посчитали сумасшедшим; ему поверил один из полицейских чинов. Но по странному стечению обстоятельств и независящим от него причинам, эвакуация людей началась слишком поздно… Финал картины тоже удивляет и шокирует, давая зрителю понять, что в этой ленте торжествует зло. В Южной Африке дистрибьюторы отказались принимать фильм в режиссёрской версии и потребовали вырезать сцены, в которых показывалось торжество зла. Режиссёр также решил не использовать реальных названий соборов и ввел в свой фильм несуществующий Министерский собор (который на самом деле должен был быть Вестминстерским аббатством). Просто Джек Голд не хотел, чтобы люди, знакомые с этими достопримечательностями обвиняли его в халтуре, ибо на самом деле финальные сцены снимались в Бристольском Соборе. Сцены обрушения собора и общая паника смотрятся настолько масштабно и реалистично, что ещё раз убеждаешься в том, что никакие компьютерные технологии не заменят рукотворные эффекты. «Взгляд Медузы» нужно посмотреть только хотя бы из-за этих сцен, которые действительно вызывают восхищение профессионализмом их создателей.

       Надо сказать, что при написании сценария Джон Брилей довольно строго следовал тексту одноименно книги Питера Ван Гринуэя. Но всё же некоторые детали были изменены, дабы фильм смотрелся интереснее. В романе главным героем является не француз Брюнель, а английский инспектор Черри, который также был героям ряда других произведений Ван Гринуэя. Доктор Зонфельд – это не очаровательная женщина, а мужчина, переживший все ужасы концентрационных лагерей. И в финале рука Морлара пишет название американской ядерной базы, а не английской.
       Стоит отметить, что любители мистики и ужасов могут быть очень сильно разочарованы. Это на 95% детектив и лишь на 5% мистический фильм. Сюжет постоянно балансирует на грани мистики и детектива, всё время склоняясь в сторону детектива. До самого последнего момента герои будут уверены, что рассказы писателя о его способностях – всего лишь плод его больной фантазии. А может это так и есть и все эти события – лишь совпадения? Здесь нет никакого переселения душ, никакого наведения порчи и тому подобных вещей. Только детективная интрига и лежащее на больничной койке тело Морлара, чей мозг проявляет аномальную активность. Музыкальное сопровождение Майкла Дж. Льюиса само по себе может сделать полфильма, ибо его мрачные и тревожные мелодии действительно нагоняют страх и саспенс в определенных сценах, даже если на экране ничего не происходит.

       На главные роли были приглашены настоящие звезды мирового кино. У Ричарда Бартона, сыгравшего странного писателя, не так много экранного времени. В основном его персонаж будет появляться в воспоминаниях других героев, а большую часть времени его едва живое тело будет лежать на больничной койке с практически полностью завязанным лицом. Лино Вентура, звезда французского кино, как всегда великолепен в своей коронной роли – роли детектива\инспектора, который кропотливо собирает улики и развязывает клубок интриг. Уже немолодая, но всё ещё красивая Ли Ремик бесподобна в роли Доктора Зонфельда, женщины желающей помочь главному герою. Как вы понимаете, при участии таких актёров и такой грамотной режиссуре актёрская игра не может быть плохой.

       «Взгляд Медузы» - это шедевр мирового кино, который обязан посмотреть каждый уважающий себя киноман. В этой картине всё безупречно, начиная с сюжета и заканчивая спецэффектами и актёрской игрой. Со временем этот фильм не утерял своей актуальности и нисколечко не устарел, а наоборот продолжает восхищать и радовать всё новые и новые поколения любителей кино.

Материал опубликован: 13 ноября 2010 года.