За пределами ужаса


Оригинальное название: Más allá del terror, Beyond terror, Further than fear.
Производство: Испания 1980г.
Режиссер: Томас Азнар.
В ролях: Ракель Рамирез, Алексия Лорето, Девид Форрест, Антонио Хабалера.
       Этот малоизвестный фильм ужасов испанского режиссёра Томаса Азнара, несмотря на свой низкий бюджет и очень слабую актёрскую игру, уже давно стал культовым и обрел массу поклонников среди любителей европейского кино. И надо сказать, что для этого есть все основания, ибо картина действительно оригинальная в плане сюжета и страшная в плане атмосферы. Но, к сожалению, несмотря на все свои достоинства, «За пределами ужаса» до сих пор остается малоизвестной картиной, о существовании которой знают лишь самые преданные фанаты кинематографа Южной Европы.

       Если попытаться отнести «За пределами ужаса» к какому-либо жанру, то, скорее всего, это будет смесь мистического триллера и байкерского кино. Сюжет очень оригинален и предлагает зрителю довольно необычную историю о группе байкеров-отморозков. Эти ребята ограбили магазин, перебили всех его посетителей и персонал, а также застрелили двух полицейских. После этого они взяли в заложники мужчину и женщину и ринулись в бега. По пути у них ломается машина, и преступники с трудом добираются до одиноко стоящего особняка посреди пустынной местности. Там живет престарелая женщина и маленький мальчик. Переждав немного в этом особняке, отморозки решают не оставлять следов своего пребывания и каких-либо свидетелей: они сжигают виллу вместе с её обитателями. Старуха перед смертью прокляла подонков и с этого момента в их жизнях всё перевернулось. Сначала из радиоприемника украденного автомобиля начала доноситься заунывная мелодия с голосами сожженных жертв. После этого уже неуправляемая машина едва не врезается в старую заброшенную церковь посреди пустыни. Оглядевшись, байкеры решают переждать здесь возможную опасность. На стенах внутри храма вместо икон висят картины, изображающие Танец смерти, а неподалеку в хижине живет мальчик, точь-в-точь напоминающий того сожженного ребенка. Постепенно главные герои начинают гибнуть один за другим ужасными смертями. Все их попытки понять происходящее и как-то спасти свои жизни окажутся тщетными, ибо никто их сможет спасти их от страшного проклятья…
       Режиссёр Томас Азнар решил не оглядываться на цензуру и демонстрирует насилие по полной программе. Это насилие скорее психологическое нежели визуальное, ибо кровавых сцен и жестоких убийств в фильме практически нет, но зато главные герои не раз шокируют зрителя своей циничностью и жестокостью по отношению к ни в чем не повинным людям. Действие начинается практически с самого начала фильма. В прологе подруга одного из байкеров заманивает в укромное местечко похотливого богатея и убивает его, когда тот понял, что она – банальная воровка. Дальше следует расстрел заложников в магазине, сожжение старушки и ребенка, всевозможные дикости, которые главные герои творят в церкви и их ужасные смерти. В плане умерщвления героев режиссёр был довольно оригинален. Помимо обычных сцен с взрывающейся машиной зрителю предстоит наблюдать даже восстание мертвецов в подземельях храма и взрывающуюся голову одной из героинь. Спецэффекты местами хромают, но напряженное действие и оригинальная подача материала с лихвой компенсируют этот недостаток.

       В фильме практически нет положительных героев, а если они и есть, то байкеры и злые силы непременно позаботятся об их уничтожении. Группа байкеров – это настоящие безбашенные отморозки, упивающиеся своей безнаказанностью и уже не контролирующие свои поступки. Захваченная в заложники пара тоже весьма странная. Во-первых, это работник одного магазина и жена его начальника, которые собирались украсть у него все деньги и уехать за границу. Но это ещё пол беды. На деле женщина оказывается банальной шлюхой, которая вышла замуж из-за денег и вот уже готова бросить свого нового любовника ради одного из байкеров. Она преспокойно реагирует на смерть своего спутника во взорвавшейся машине, сожалея лишь о том, что вместе с ним сгорела крупная сумма денег. Она без проблем спит с тем, кто ещё недавно на её глазах совершил массовое убийство и сжег заживо ребенка, а также старается помогать отморозкам и преспокойно терпит побои от своего нового любовника. Поэтому всё то, что будет происходить с главными героями, скорее обрадует зрителя, и он сам будет жаждать более ужасных смертей для этих мерзких людишек.
       Актёрская игра слабовата и это неудивительно, ибо в фильме практически нет каких-либо известных личностей. Большинство актёров время от времени будут появляться в других испанских картинах на второстепенных ролях, но какого-либо успеха не добьются. Отдельно стоит отметить акты богохульства в церкви, когда байкеры начинают сжигать книги и различные старинные предметы, а потом один из них начинает произносить какую-то чушь и… мастурбировать над костром, в то время как его друг забавляется со своей новой подружкой. Никаких откровенных эротических сцен здесь нет, но стоит отметить, что в фильме всё же имеется довольно продолжительная любовная сцена, пусть и совсем не откровенная. Музыкальное сопровождение словно пришло из байкерских фильмов. В большинстве случаев в качестве саундтрека авторы использовали хороший гитарный рок, который как бы это ни было странно, довольно хорошо сочетается с подобным видеорядом. Конечно же, здесь будут и просто мрачные эмбиентрные мелодии, но они не настолько хороши, чтобы ими можно было восхищаться.

       «За пределами ужаса» - оригинальный и очень напряженный мистический триллер, который стоит посмотреть всем любителям европейского кино. Будьте готовы, к тому, что это кино не раз шокирует вас на психологическом уровне, но, досмотрев его до конца, вряд ли кто пожалеет о потраченном времени, ибо здесь есть всё: банда отморозков, старинный храм с жуткими подземельями, магическое проклятье, насилие, зомби и призраки. Что ещё нужно для хорошего шокирующего мистического фильма?

Материал опубликован: 25 января 2010 года.