Челюсти-убийцы

  • Оригинальное название: Mako - The jaws of death, Killer jaws.

  • Производство: США 1976г.

  • Режиссер: Уильям Греф.

  • В ролях: Ричард Джекил, Дженнифер Бишоп, Баффи Ди, Харольд Саката.

Я уже обращался к фильмам Уильяма Греф на страницах этого сайта и рецензировал его очень даже неплохую работу 1974 года под названием «Импульс» (Impulse). Через два года после этого творения он выпускает на экраны ещё одно достаточно интересное кино, снятое под влиянием «Челюстей» Стивена Спилберга – «Челюсти-убийцы». Эта картина стала предпоследней его работой в 1970-е, после чего последует очень продолжительный перерыв и всего лишь один фильм, снятый в середине 1990-х.

Не стоит думать, что перед нами очередной рип-офф «Челюстей», которые начали появляться сразу же после успеха картины Спилберга. Нет, просто тематика у фильмов схожая, но Уильям Грефе не стал делать копию, и создал своё достаточно оригинальное творение, отсылающее нас к его более ранней работе под названием «Стэнли» (Stanley, 1972), в которой был схожий сюжет, но субъектом выступали змеи.

Главный герой фильма - странный человек по имени Сонни Стеин (Ричард Джекил), лучшими друзьями которого являются акулы. Он живет в маленьком городке, мало с кем общается и периодически подкармливает своих «питомцев» остатками мяса из местного ресторанчика. Он никого не убивает и никому не причиняет зла, но в то же время никому не дает акул в обиду и готов пойти даже на убийство того, кто причинит зло его друзьям. Сами же акулы спокойно плавают рядом с Сонни и никогда его не трогают. Более того, с помощью специальных жестов и звуков он может управлять ими. Где-то в середине фильма мы узнаем, что подобные способности он обрел благодаря старинному медальону, полученному от какого-то шамана на Филиппинах. Но, как часто бывает в подобных случаях, остальному обществу не живется спокойного и вот местный старый и жирный богатей решает использовать акул для развлечения публики, а часть из них отправить на исследования. С помощью своей молодки-жены Карен (Дженнифер Бишоп), т.е. купившейся на его деньги дуры, ему удается получить согласие Сонни на использование акул в своём шоу. Казалось бы, затея совсем безобидная (девушка плавает с акулами в одном большом аквариуме), но когда Стеин узнает о жутких экспериментах и массовой гибели акул, о которых ему ничего не сказали, то в его голове рождается план мести, результаты которого окажутся плачевными и для него самого…

Меня порадовало, что Уильям Греф не стал копировать «Челюсти» Спилберга, а снял своё, пусть и дешевое, но оригинальное кино. Картина действительно снята очень дешево (как и все фильмы режиссёра), что вынудило авторов экономить буквально на всём и в первую очередь на спецэффектах. Поэтому зритель не увидит в этом фильме масштабных сцен нападения акул на людей и всяческих кровавых откровений, но сцен с акулами будет предостаточно. Авторы будут регулярно демонстрировать главного героя, плавающего в окружении настоящих акул, его сражения с рыболовами, которые убивали этих опасных хищников ради спортивного интереса и, конечно же, месть, осуществляемая с помощью самих акул (вот тут авторы всё же покажут, как здоровенные рыбины нападают на людей, но сделают это достаточно целомудренно).

Уж не знаю, специально или нет, но так получилось, что создатели фильма сосредоточились не на экшене, а на истории главного героя. Они показали всё скотство большинства людей и продажность и предательство женщин. Сонни Стейн спокойно себе жил и никого не трогал, но люди сами вторгаются в его жизненное пространство и начинают уничтожать то, что ему дорого. В один день Сонни спасает жену богатея Карен от двух насильников, которые по совместительству являются друзьями её мужа и которым тот не сказал ни слова по этому поводу и быстро замял тему. Поначалу она сдружилась с Сонни, ей было интересно с ним, но, в конце концов, деньги перевесили, и она предпочла продолжать лежать под жирным стариком и развлекать своим полуобнаженным телом алкашей и рыбаков в его ресторане. Собственно, не считая эпизодических персонажей, в фильме нет положительных героев, кроме Сонни. Добавим к этому достаточно мрачное настроение фильма и неплохой визуальный ряд и получим вполне интересное кино, которое также украшает отличная игра Ричарда Джекила и scream queen 1970-х Дженнифер Бишоп, для которой эта лента стала последней работой в кино.

«Челюсти-убийцы» - пусть и не шедевр, но вполне приятная и пригодная для просмотра картина. Оригинальный сюжет, участие Джекила и Бишоп, немало красивых сцен с акулами и слегка мрачноватая атмосфера вкупе с особым духом кино 1970-х делают этот фильм приятным развлечением для всех, кто, так сказать, в теме.

Материал опубликован: 23 февраля 2014 года.