Макабро

  • Оригинальное название: Macabro, Frozen terror.

  • Производство: Италия 1980г.

  • Режиссер: Ламберто Бава.

  • В ролях: Бернис Стеджерс, Станко Молнар, Роберто Поссе, Фердинандо Орланди.

Несмотря на то, что Ламберто Бава помогал своему отцу Марио ещё в 1960-е, а также был помощником режиссёра в 1970-е и снимал некоторые сцены для фильмов Бавы-старшего, свой режиссёрский дебют он смог представить только в 1980-м году. Это был ныне культовый, но менее известный, нежели остальные работы Ламберто, фильм «Макабро», который у нас во времена видео был известен как «Ужасный».

В основу сюжета фильма легла реально произошедшая в Новом Орлеане история, которую вычитал в местной газете один из сценаристов Пупи Авати, к тому времени бывший уже не новичком в кино и в жанре ужасов в частности. Он любил американскую культуру и Америку, поэтому решил, что было бы неплохо снять фильм именно там, где произошли жуткие события из газетной статьи, а именно в Новом Орлеане. Вместе с братом Антонио Пупи Авати написал сценарий (не без помощи Роберто Гандуса и Ламберто Бавы) и все вместе они приступили к съемкам. По неизвестной причине Пупи предпочёл не садиться в режиссёрское кресло, а доверил этот ответственный пост Ламберто Баве, о чем впоследствии, скорее всего, не пожалел.

Главной героиней фильма является женщина лет 35-40 по имени Джейн Бейкер (Бернис Стеджерс), у которой есть муж, разъезжающий по командировкам, и двое детей. Конечно же, у неё есть ещё и молодой любовник по имени Фред (Роберто Поссе), который снимает комнату в одном старинном доме и к которому Джейн регулярно наведывается с визитами. По какой-то странной причине дочь знает его телефон. В один из таких визитов в его комнате раздается звонок, в котором дочь говорит, что её младший брат утонул в ванной. Джейн просит Фреда отвезти её домой и оба они попадают в страшную аварию, в результате которой мужчине отрезает голову. Проходит время: Джейн выписывается из психиатрической клиники и снимает ту же комнату, ибо в семью её уже никто не пустит. Владелец особняка – слепой молодой человек Роберт Дюваль (Станко Молнар) с радостью принимает её и даже оказывает знаки внимания, но постепенно он начинает слышать по ночам странные разговоры и стоны, доносящиеся из комнаты Джейн. Он точно знает, что к ней никто не приходит! Да и один из отсеков холодильника она запирает на замок и тщательно прячет ключ… Что же за странный секрет хранит эта женщина и чем она занимается по ночам?

Кинокритики, специализирующиеся на фильмах ужасов, Трэвис Кроуфорд и Джим Харпер раскритиковали Ламберто Баву и его работы. Отчасти они правы, когда говорят, что его фильмы, снятые под руководством более опытных наставников, смотрятся куда лучше собственных картин. Действительно, самыми известными его фильмами являются «Демоны», которые продюсировал Дарио Ардженто, а лучшим лично для меня остается обозреваемая лента, в создании которой участвовал опытный и талантливый режиссёр Пупи Авати. Я не хочу сказать, что собственные работы Ламберто плохи, но всё же сотрудничество с мастодонтами итальянского кино оказывало положительный эффект на молодого режиссёра.

Я достаточно неплохо знаком с творчеством Пупи Авати, видел почти все фильмы Ламберто Бавы и при просмотре «Макабро» меня не покидало ощущение, что я смотрю картину, снятую именно Авати, а не Бавой. Стиль этого режиссёра чувствуется буквально в каждом кадре, начиная от сюжета и манеры подачи материала и кончая музыкальным сопровождением.

События в фильме развиваются крайне медленно и неторопливо, а общее настроение картины мрачное, «больное» и загадочное, что соответствует работам Пупи Авати в жанре ужасов и никак не коррелируется с самостоятельно снятыми лентами Ламберто Бавы. Большую часть времени на экране ничего не происходит и зрителю придется внимательно слушать диалоги, быть в неведении, строить догадки и ждать, пока авторы, где-то со второй половины фильма, начнут по крупицам выдавать всю подноготную этой жуткой истории. Но скучать не придется, ибо над сценарием работали мастера своего дела – Пупи и Антонио Авати: они знают, как удержать зрителя у экрана и потрепать ему нервишки, не прибегая к ультранасилию. Жестокостей здесь будет мало и то эти сцены используются для создания загадочного образа главной героини: если ужасная смерть Фреда была необходима по сюжету, то убийство дочерью Джейн своего брата в ванной показано именно для создания загадки. То ли это плод больного воображения главной героини, то ли этот неприятный и надоедливый ребенок на самом деле утопил своего младшего брата? В финале этот мотив также всплывет на поверхность… Собственно, на этом все жестокости заканчиваются и фильм целиком и полностью уходит в психологическое русло, чтобы в финале авторы нанесли сокрушительный удар по психике зрителя, шокировав его не только развязкой, но и последними аккордами прямо перед заключительными титрами.

Музыкальное сопровождение принадлежит перу Убальдо Континьелло и опять создается ощущение, что оно было создано под чутким руководством Пупи Авати. Успокаивающие джазовые мелодии чередуются с тревожными симфониями, играющими на нервах зрителя и делающими и без того напряженные сцены ещё более пугающими. Этот саундтрек мне чем-то напомнил то, что в будущем сделает Риц Ортолани для одного из лучших фильмов Авати «Зедер» (Zeder, 1983).

Действующих лиц в фильме совсем немного, да и действие происходит преимущественно в особняке слепого Роберта, но авторы всё равно не стали приглашать очень известных актёров, что опять таки похоже на Пупи Авати, который частенько вообще не приглашал звезд и довольствовался просто завсегдатаями второстепенных ролей итальянского кино. Главная роль была отдана Бернис Стеджерс, которая выглядит просто великолепно и прекрасно вжилась в роль психически больной женщины. Станко Молнар тоже неплохо смотрится в амплуа молодого человека, да ещё и слепого, который пытается приударять за зрелой женщиной и одновременно расследовать её тёмные делишки. Остальные персонажи будут достаточно редко появляться на экране.

«Макабро», на мой взгляд, лучшее, что снял за свою карьеру Ламберто Бава. Конечно же, это не «чисто» его фильм, вернее, это скорее фильм Пупи Авати, но раз в титрах стоит имя Бавы-младшего, то будем говорить о нём. Отличная, напряженная, мрачная и «больная» история с шокирующим финалом. Рекомендации!

Материал опубликован: 22 февраля 2014 года.