Длинные волосы смерти


Оригинальное название: I lunghi capelli della morte, The long hair of death.
Производство: Италия 1964г.
Режиссер: Антонио Маргерити (Энтони М.Доусон).
В ролях: Барбара Стил, Джорджио Ардиссон, Галина Залевская, Умберто Рао (Роберт Рэйнс),
Нелло Паццафини (Джон Кэри), Лаура Нуччи (Лорин Нуйен), Джулиано Раффаэлли (Жан Рэфферти).
       «Длинные волосы смерти» - третий готический фильм ужасов талантливого итальянского режиссёра Антонио Маргерити. Этот фильм он сознательно снимал в чёрно-белом изображении, ибо считал, что так лучше передается мрачная и пугающая атмосфера. И с этим трудно не согласиться. Также Маргерити говорил, что этот фильм скорее исторический нежели мистический и в этом я полностью с ним согласен.
       Действие фильма происходит в Европе XV века, во времена дикого религиозного мракобесия. В прологе мы видим, как женщину обвиняют в колдовстве и готовятся сжечь её на костре. Её старшая дочь Елена (Барбара Стил) пытается спасти мать и рассказать Графу Гумбольдту правду о его сыне Курте (Джорджио Ардиссон), но того интересует только собственная похоть. Мать сжигают на костре, но перед смертью она проклинает род Гумбольдтов и весь город, предрекая ему чуму и страдания. Чуть позже граф убивает и Елену, как единственную свидетельницу своих злодеяний. Младшую дочь сожженной Элизабет (Галина Залевская) берут на воспитание в графский дом. Со временем из неё вырастает прелестная леди, а сын графа Курт желает против её воли сыграть свадьбу. Тем временем на город обрушились всевозможные несчастья и началась эпидемия чумы, что подтолкнуло престарелого графа Гумбольдта одобрить брак Курта и Элизабет. Через некоторое время в их дом попадает некая Мэри, которая как две капли воды похожа на убитую Елену и которая сразу же «околдовывает» своими чарами Курта, но он ещё не знает, что это за женщина и каковы её истинные планы относительно его персоны…

       Как видите, фильм действительно похож на нечто историческое, но в финале всё же будет мистика и сама развязка этой истории довольно интересная и эффектная, хотя и предсказуемая. Как и положено в жанре готического хоррора, сюжет развивается очень медленно и картина содержит мало действия, ибо режиссёр уделял куда больше внимания созданию мрачной гипнотической атмосферы, нежели грамотности сценария. К сожалению, по большей части фильм действительно смотрится как некая историческая лента, но с атмосферой из готического хоррора. Режиссёр выделил слишком много экранного времени всем этим интригам в семье Гумбольдтов, хитростям графа, его сына, а также планам Мэри и Курта по убийству Элизабет. Конечно же, смотрится всё это не без интереса, но я ожидал от данного творения больше мистики, а её здесь почти нет.
       В визуальном плане картина безупречна, как и другие готические хорроры Маргерити. Он поступил абсолютно правильно, когда принял решение снимать это творение в чёрно-белом виде, ибо так оно действительно отдает стариной и некоей покрытой мрачной тайной древностью. Городок и его окрестности, замок с его потайными ходами и старинным убранством смотрятся просто потрясающе. Режиссёр создает причудливую игру теней, везде царит полумрак, что придает каждому предмету в замке некий эффект загадочности. Так и кажется, что вот сейчас из-за угла или из-за шкафа появится призрак. Сцены в склепе тоже великолепны, особенно та, в которой престарелый граф сидит у могилы с полусгнившим трупом и тот начинает шевелиться.

       Отдельно стоит поговорить о сценах, в которых авторы показывают нашествие чумы. Режиссёр и его команда настолько реалистично показали царящее в городе безумие, умирающих и молящих о помощи людей, улицы, усеянные трупами и хладнокровных солдат, которые сгружают их на телеги, что создается впечатление, будто они сели в машину времени и отправились в XV век, чтобы отснять этот материал для своего фильма. Всё это сопровождает воистину шедевральная музыка Карло Рустикелли, который создал очень мрачные симфонические мелодии, сливающиеся с видеорядом в единое готическое и неимоверно красивое полотно. В 1966 году почти все композиции из этого фильма Рустикелли отдаст Марио Баве и дополнит их ещё рядом мелодий, которые и будут звучать в его лучшем фильме «Операция «Страх» (Operazione paura, 1966).

       На главную роль Антонио Маргерити пригласил тогдашнюю звезду готических хорроров Барбару Стил и дал ей сразу две роли. По словам сына режиссёра тот был чуть ли не влюблен в эту актрису и даже повесил её портрет в своем кабинете. В роли Курта выступил Джорджио Ардиссон, знакомый по ряду шпионских фильмов 1960-х. До этого он уже успел поработать над малоизвестной готической лентой Джузеппе Веджецци «Катарсис» (Katharsis, 1963). В роли Элизабет выступила актриса, судя по имени, славянского происхождения Галина Залевская, о которой ничего неизвестно и которая погибла в огне в 1976 году. Она очень хорошо исполнила свою роль и даже не постеснялась сняться в мимолетной сцене с обанженкой. Внимательный зритель заметит Умберто Рао и Нелло Паццафини в эпизодических ролях.

       «Длинные волосы смерти» - потрясающе красивый мистико-исторический фильм, который поражает своей мрачной красотой. На мой взгляд, авторам следовало бы уделить больше внимания мистической составляющей и привнести больше сверхъестественного в сюжет, а то лента действительно смотрится как исторический фильм с готической атмосферой. Но в любом случае это кино достойно зрительского внимания и наверняка понравится всем любителям итальянской готики. Просто оно немного хуже двух предыдущих картин режиссёра в этом жанре.


Материал опубликован: 21 июля 2011 года.