Живой скелет


Оригинальное название: Kyuketsu dokuro sen, The living skeleton.
Производство: Япония 1968г.
Режиссер: Хироши Мацуно.
В ролях: Ясунори Ирикава, Нобуо Канеко, Кикко Мацуока, Ко Нишимура, Масуми Окада.
       Некоторые зрители утверждают, что у этого фильма много общего с одной из лучших картин Джона Карпентера «Туман» (Fog) и что якобы этот фильм вдохновил американца на создание своего творения. Я согласен с этим утверждением лишь частично, ибо в сюжетном плане картина не настолько похожа на фильм Карпентера, да и по атмосфере тоже. Но общая фабула: туман, призрачный корабль и его мертвая команда с пассажирами имеют место быть.

       Итак, перед нами малоизвестный мистический фильм и единственная режиссёрская работа Хироши Мацуно «Живой скелет». В прологе нам показывают, как группа бандитов во главе с уродливым человеком, чье лицо «украшает» здоровенный шрам, расстреливают целую команду и всех пассажиров корабля. После этого корабль идет ко дну. Проходят годы и в маленьком прибрежном городке начинают происходить странные вещи. По ночам его окутывает туман, некоторые люди видят вдалеке силуэт корабля точь-в-точь похожего на тот, что нам показывали в прологе. Начинаются загадочные смерти. Чуть позже выясняется, что фигуранты тех страшных событий – всё ещё в городе и часть из них даже сильно изменили внешность. Но постепенно призраки прошлого заставят их заплатить за преступления, в особенности призрак девушки, которая умоляла лидера бандитов пощадить её мужа, но была убита сама и чья сестра Саеко живет в этом самом городке…
       Сюжет фильма великолепен! Думаю, многие со мной согласятся, ибо история кино знала не так много фильмов о потонувших кораблях-призраках, да и часть из подобных фильмов была сделана из рук вон плохо. К сожалению, Хироши Мацуно не смог осуществить хорошую режиссуру и слега подпортил это творение неумелыми ходами и попытками добавить элементы film noir в свое творение. Первая половина фильма как раз и снята как-то несуразно. После эффектного пролога зрителю придется довольно долго подождать до каких-либо эффектных сцен, а в это время режиссёр будет показывать продолжительные номера с танцами, не очень интересные разговоры героев и романтические отношения Саеко и её жениха. Тут же приплетается и стилистика нуар-фильмов и в особенности некоторые музыкальные мелодии, свойственные данному жанру.

       К счастью, во второй половине всё встает на свои места, и режиссер демонстрирует зрителю действительно страшное и красивое мистическое кино. Визуальный ряд становится более мрачным, убираются попытки воссоздать атмосферу нуар-фильмов, музыка превращается в красивые печальные мелодии, одна из которых очень сильно напоминает мрачную версию знаменитой Harmonica Эннио Морриконе, которую мы могли слышать в фильме Серджио Леоне «Однажды на Диком Западе». Сцены со священником и молодой девушкой смотрятся просто потрясающе, а уж финальное безумие на корабле так и вообще выше всяких похвал. Актёрская игра очень даже хороша. Отдельно хочется отметить, что авторы подобрали очень стильных и симпатичных актрис, которые в некоторых сценах практически 100% выглядят как европейские женщины.
       У 1968 году развитие японского кино достигло довольно высокого уровня, чтобы режиссёры могли себе позволить создать хорошие спецэффекты. И подтверждением тому является множество картин самых разных жанров и авторов, которые сняты качественно и красиво. Однако Хироши Мацуно, к сожалению, настолько наплевательски отнесся к спецэффектам для своего фильма, что смотреть эти сцены едва ли возможно. Скажем, в фильме присутствует несколько сцен с загадочным человеческими скелетами, которые на большой глубине прикованы кандалами к утонувшему автомобилю. Казалось бы, эту сцену снять не так уж и сложно – достаточно взять хорошие пластмассовые скелеты и сковать их кандалами. Однако авторы не смогли сделать даже этого и в результате скелеты, особенно черепа, едва ли похожи на человеческие. Такое ощущение, что это какие-то кривые обезьяньи черепа, прикрепленные к дешевым макетам человеческого туловища и конечностей. То же самое касается и летучих мышей, которые представляют собой пластиковые макеты на веревочках, которые видны даже невооруженным глазом! Часть сцен, конечно же, выполнена на уровне, но на некоторые без слез смотреть невозможно.

       «Живой скелет» - очень оригинальная лента, которая, возможно, вдохновила Джона Карпентера на съёмки его «Тумана». Однако, отвратительные спецэффекты и «неровная» первая половина фильма сильно портят впечатление от просмотра. Но в любом случае с данным творением стоит ознакомиться, ибо вряд ли вы где-то встретите нечто подобное. Оригинальное, местами очень красивое, но плохо снятое кино.

Материал опубликован: 25 сентября 2010 года.