Жизненная сила

  • Оригинальное название: Lifeforce.

  • Производство: США 1985г.

  • Режиссер: Тоуб Хупер.

  • В ролях: Стивен Рэйлсбэк, Питер Фирт, Матильда Мэй, Фрэнк Финлей, Патрик Стюарт.

«Жизненная сила» - не самый известный фильм Тоуба Хупера, но всё же я уверен, что очень многие зрители хорошо знакомы с этой лентой и видели её во времена VHS. Сам режиссёр считает это творение «своей самой недооцененной картиной» и с этим трудно не согласиться, ибо фильм получился действительно очень оригинальный, нестандартный, ни на что не похожий, качественный и захватывающий, что, однако, не поспособствовало его успеху среди зрителей в США и Европе. При бюджете в 25 миллионов долларов он не собрал и половины этой суммы, принеся приличные убытки компании Менахема Голана и Йорама Глобуса. А жаль, ибо, на мой взгляд, эта картина, как и многие подобные ленты, выходящие за рамки определенного жанра, была просто не понята большинством зрителей, часть из которых, скорее всего, ждала кино про вампиров, а другая про космос, но на деле они получили нечто среднее и ни на что непохожее.

Фильм был снят по роману Колина Уилсона «Космические вампиры» и первоначально планировалось не менять название. Но Менахему Голану и Йораму Глобусу показалось, что название «Космические вампиры» намекает на то, что это очередной низкобюджетный ужастик, а продюсеры хотели сделать из своего творения настоящий блокбастер. Поэтому было решено поменять название на боле нейтральное – «Жизненная сила». Один из сценаристов Дэн о’Бэннон был крайне недоволен, что в сценарии была использована комета Галлея, которой не было в романе Уилсона. В 1986 году должен был случиться перигелий этой кометы, который и произошел в феврале. Поэтому, выпуская фильм на экраны, авторы решили, что это привлечет дополнительное количество зрителей и сделает фильму неплохую рекламу. Но как теперь уже видно, это не помогло.

В прологе мы видим, как совместный британо-американский шаттл «Черчилль» отправляется к комете Галлея и обнаруживает за ней какую-то странную конструкцию, похожую на некий космический корабль. Естественно, полковник Карлсен (Стив Рэйлсбэк) решает исследовать эту конструкцию и отправляет туда несколько человек. Там они обнаруживают кучу высохших гигантских созданий, похожих на летучих мышей, а также три капсулы с хорошо сохранившимися телами женщины и двух мужчин. Эти тела было решено доставить на шаттл, и после этого связь с ним пропала. Через некоторое время шаттл появляется на орбите Земли, но на связь так никто и не выходит. К нему посылают спасательный корабль, и его экипаж обнаруживает обгоревшие трупы команды «Черчилля», а также уцелевшие капсулы с людьми. Их доставляют в центр космических исследований в Лондоне, где профессор Буковский (Майкл Готард) и доктор Фаллада (Фрэнк Финлей) хотят провести ряд экспериментов, чтобы узнать природу их происхождения капсул и их содержимого. Однако в скором времени женщина в капсуле (Матильда Мэй) оживает и, высосав из охранника его жизненную силу, сбегает из лаборатории. За ней начинается охота и со временем главные герои приходят к выводу, что это некое подобие вампира, который высасывает жизненную силу своих жертв и принимает их облик. Но это ещё не самое страшное. К Земле движется целый инопланетный корабль, который устроит в Лондоне настоящий хаос и является угрозой для всей человеческой расы…

Существует две версии этого фильма – американская и режиссёрская. Картину снимали в Великобритании: режиссерская версия идет 116 минут, в то время как версия для американского проката была сокращена до приблизительно 104 минут. Смотреть рекомендуется, конечно же, полную версию, чтобы полностью понять замысел авторов и оценить всю красоту и зрелищность этой картины.

Как я уже сказал, это вампирский фильм, но снятый в весьма необычной манере. Это одновременно и научная фантастика про космос, и фильм ужасов про вампиров. Сюжет развивается довольно медленно и не содержит традиционных для вампирского кино атрибутов: укусов, распятий, осиновых колов. Здесь вампиры питаются жизненной силой, энергией своих жертв и получают её посредством поцелуя, после чего оставляют высохшее тело и принимают облик своей жертвы. Подобных убийств здесь немного, но стоит отметить, что сама идея с энергетическими вампирами довольно оригинальна, тем более что их жертвы, похожие на высохшие трупы, потом также оживают и идут на поиски живых людей. Режиссёр уделяет очень много времени исследованиям и введению зрителя «в курс дела». Фильм начинается как научная фантастика про космос, но затем действие переносится на Землю и начинается вампирская история, после чего мы получаем некую смесь из инопланетного вторжения, вампиризма и «зомби» (ибо некоторые вампиры на них похожи). Возможно, такая мешанина и разочаровала многих зрителей, ибо поклонники фантастики ожидали увидеть кино в этом жанре, а любители вампиров так и не получили традиционных кровососов…

Большой бюджет развязал руки авторам и позволил продемонстрировать ряд очень качественных спецэффектов, а также сделать саму ленту более масштабной. В первой половине фильма ничего особенного в плане спецэффектов нет, а вот во второй, когда инопланетный корабль подлетает к Земле, начинается всё самое интересное. Он излучает какой-то свет, который начинает действовать на жителей Лондона и вкупе с действием вампиров на земле превращает их в зомбиподобных созданий. Режиссёру очень хорошо удалось показать всеобщую панику и превращение целого города в руины. Само излучение и комический корабль также смотрятся просто великолепно, впрочем, как и остальные довольно многочисленные спецэффекты в этом фильме. Жестокостей и кровавых откровений нам не покажут, а вот качественное действие с множеством зомбиподобных вампиров в финале обеспечено.

Отдельно стоит похвалить замечательный саундтрек Генри Манчини, главная тема которого, представляющая собой героическую симфо-мелодию, задает общий тон фильму. Конечно же, по звучанию и вкупе с кадрами из космоса она как бы намекает зрителю, что его ждет нечто вроде «Звездных войн», но на деле это кино не про космос, что опять таки могло разочаровать часть публики. Первоначально авторы планировали заказать саундтрек Джеймсу Хорнеру, но по каким-то причинам потом обратились к Генри Манчини. И это был правильный выбор, ибо Манчини написал восхитительную музыку, которая идеально сочетается с видеорядом фильма.

Изначально продюсеры рассчитывали, что в режиссёрском кресле будет сидеть Майкл Уиннер, автор серии фильмов «Жажда смерти» и ещё яда известных и добротных картин. Но снимал это кино всё же Тоуб Хупер, на счету которого были как шедевры, так и проходные работы. Но «Жизненную силу» можно смело относить в разряд лучших его картин. То же самое было и с актёрами. Первоначально планировалось набрать совершенно иной и более «звёздный» состав. Планировались к участию и даже анонсировались следующие актёры: Джон Гилгуд, Клаус Кински, Оливия Хасси, Энтони Хопкинс и Теренс Стэмп, но впоследствии их заменили менее известными актёрами, такими как Стив Рэйлсбэк, Питер Фирт и Фрэнк Финлей, которые, тем не менее, тоже отлично исполнили свои роли и достойно смотрятся на экране. На роль одного из мужчин-вампиров из космоса планировали пригласить известного рок-певца Билли Айдола, но эта затея также не была воплощена в жизнь. И, наконец, на роль девушки-вампира было более 1000 претенденток и из всех выбрали начинающую французскую актрису Матильду Мэй (видимо, благодаря её шикарным формам), которая весь фильм ходит голышом и соблазняет мужчин. Сама актриса впоследствии очень стеснялась этой роли и даже не включала её в своё официальное резюме.

«Жизненная сила» - настоящий шедевр мирового кино, один из тех оригинальных фильмов, которые до сих пор никто не смог превзойти и которым можно наслаждаться снова и снова. Отличные спецэффекты, действительно оригинальный и ни на что не похожий сюжет, отличная актёрская игра и музыка делают это кино, казалось бы, обязательным для всех любителей фантастики и ужасов. Но в виду его специфичности, я бы не стал рекомендовать эту картину всем подряд, а сказал бы, что это кино только для open-minded людей, т.е. для тех, кто открыт для всего нового и нестандартного. Шедевр!

Материал опубликован: 03 декабря 2011 года.