Ночи любви в тайге


Оригинальное название: Liebesnächte in der Taiga, Escape from Taiga.
Производство: ФРГ 1967г.
Режиссер: Харальд Филипп.
В ролях: Томас Хантер, Мари Версини, Станислав Лединек, Магда Конопка.
       Этот малоизвестный фильм Харальда Филиппа, снятый по одноименному роману известного немецкого писателя Хайнца Гюнтера Конзалика, некоторые источники называют пропагандистским антисоветским творением. К сожалению, я не знаком с первоисточником, но, посмотрев эту ленту, не обнаружил в ней ничего пропагандистского и антисоветского. Это скорее развлекательная красиво снятая приключенческая картина.

       Почему-то множество источников совершенно некорректно пишут о сюжете этого фильма. Якобы главный его герой отправляется в Сибирь, чтобы вызволить из заключения какого-то американского агента. Но на деле кино совсем не об этом. Главным героем фильма является Френк Хеллер (Томас Хантер), американский агент, которого засылают в Москву для сбора секретных данных. Однако его миссия проваливается, и он вынужден бежать в Сибирь, в поселок Комсса (вымышленный), где представляется присланным из Москвы для работы человеком. Однако и тут его тайна быстро становится явью и ему опять надо пускаться в бега. Здесь Френк успел сделать копии важных секретных документов и теперь должен передать их своему командованию, но также он успел и влюбиться в местную девушку Людмилу (Мари Версини). Взяв её с собой, Френк пытается бежать через тайгу и планирует попасть к афганской границе…
       Этот фильм можно было бы назвать стандартной европейской поделкой в жанре eurospy, если бы не тема и места съёмок. «Ночи любви в Тайге» очень сильно выделяется в лучшую сторону на фоне многих шпионских лент того времени. Дело в том, что снималось всё это в очень красивых местах и авторы постарались отойти от привычных стереотипов о русских. Здесь они не поют «Калинку», здесь нет медведей и всё время пьяных грязных мужиков. На пути главного героя будут разные люди, как плохие, так и хорошие. И именно благодаря одному из них он сможет спасти свою жизнь и добраться до афганской границы.

       Авторы попытались максимально точно передать быт маленьких городков Сибири тех времен и атмосферу тех мест того времени. Конечно же, им это не совсем удалось, но по сравнению со своими коллегами по цеху они очень даже преуспели. Комсса выглядит как какой-то лагерь (по-моему это и был полулагерь) с большим количеством охраны и людей в военной форме. Главный герой будет стараться скрыться в тайге, где его ждёт не только красивая и величественная природа, но и столкновение с волками, романтические ночи у костра и встреча с целой деревней скрывающихся от властей людей. Конечно же, здесь просто обязаны были быть герои, недовольные советским режимом, ибо без них не получился бы фильм. Сами же авторы стараются не давать своей оценки СССР: не осуждать и не хвалить его. Хотя в некоторых сценах нам как бы пытаются намекнуть на величие когда-то существовавшей страны и на хорошо работающую агентурную сеть и спецслужбы (ведь не просто так же главный герой провалил всю миссию и был дважды раскрыт). Единственная странная сцена – в больнице во второй половине фильма, где медсестра что-то вводит обгоревшему другу главного героя. Я так и не понял: она хотела помочь спецслужбам и вела лечение или же убила его, чтобы тот ничего не рассказал? Просто в этот момент сцена как-то обрывается и дальше эта линия не затрагивается.
       Название фильма намекает на что-то непонятное и не относящееся к сюжету. Конечно же, здесь не будет никаких ночей любви в привычном для эксплуатационного кино понимании. Просто на фоне происходящих на экране событий разворачивается история любви Френка и Людмилы, которая в начале фильма была готова служить Родине, а потом, понимая, что находится под подозрением в сотрудничестве с иностранцами, была вынуждена бежать с полюбившимся ей Френком. А полюбила она его ещё в те времена, когда не знала, что он американец. Где-то в середине авторы всё же продемонстрируют так называемую «ночь любви», но она будет прервана нападением волков и очень красиво и эффектно снятой сценой сражения с ними. Зрителя также ждет путешествие героев по заснеженным лесам, сражение с напавшими на Людмилу беглецами, путешествие на плоту и множество других опасных и трагических событий. Финал картины трагический.

       Стоит отметить, что, несмотря на большой количество действия, авторы не старались показать людей СССР жестокими. Даже в перестрелках с солдатами никто не гибнет и добыча информации от свидетелей также не сопровождается пытками и убийствами. Фактически американец Френк представлен в этом фильме в куда более неприглядном виде, нежели советские военные и спецслужбы. На его счету убийство мирного жителя, с которым он был в дружеских отношениях (результат – его сын стал сиротой), незавидная судьба Людмилы, которую теперь расстреляют за пособничество американцу, практически полное разорение деревни, в которой жили неугодные режиму люди, и полный провал миссии! И это на фоне простых арестов и одного убийства в финале со стороны спецслужб СССР.
       Я уже упоминал о красивейшем визуальном ряде этого фильма и теперь хочу отдельно поговорить о саундтреке, автором которого является небезызвестный композитор Манфред Хюблер. Этот человек в будущем будет работать с Хесусом Франко и напишет много хорошей музыки. Его саундтрек к «Ночам любви…» просто шедеврален. Хюблер умудрился использовать народные инструменты и необычные фолк мелодии так, что у него получилась загадочная, меланхоличная и необычайно красивая музыка, которая напоминает о России! Этот саундтрек хочется слушать снова и снова, и он идеально сочетается с красивым визуальным рядом.

       На главную роль Харальд Филипп пригласил Томаса Хантера, не очень известного американского актера, который на протяжении 1960-1970-х регулярно появлялся в европейских фильмах. Собственно, о его игре трудно что-либо сказать, ибо она ничем особым не выделяется. Но и это хорошо для подобного уровня продукции. Главная женская роль досталась француженке Мари Версини. На мой взгляд, авторам стоило найти актрису посимпатичнее. Общее впечатление от актёркой игры нейтральное: не могу сказать, что кто-то из них очень сильно старался и вжился в образ героя, но и откровенно плохой игру не назовешь.

       «Ночи любви в Тайге» - очень оригинальная и интересная лента, которую смело можно относить к жанру eurospy, но которая в силу своей оригинальности стоит как бы особняком. Необычный сюжет, красивый визуальный ряд, прекрасная музыка и дух кино тех времен делают эту картину обязательной к просмотру всем любителям шпионского и приключенческого кино.

Материал опубликован: 18 декабря 2010 года.