Дерзкие, вооруженные и опасные

  • Оригинальное название: Liberi armati pericolosi, Young Violent Dangerous, Young Violent and Desperate.

  • Производство: Италия 1976г.

  • Режиссер: Ромоло Гуэррьери.

  • В ролях: Томас Милиан, Элеонора Джорджи, Бенджамин Лев, Стефано Патрици,
    Венантино Венантини, Сальваторе Билла, Диего Абатантуоно, Петер Берлинг, Том Фелеги.

В конце 1960-х - в 1970-е годы в Италии, в русле криминального кино, появляется некоторое количество фильмов, посвящённых преступлениям молодёжных банд. Чем была обусловлена мода на такого рода кино до сих пор неясно: одни считают, что ленты о молодёжной преступности стали своеобразной реакцией итальянского массового кинематографа на колоссальный международный успех «Заводного апельсина» Стэнли Кубрика, другие говорят о решающем влиянии знаменитой «Площади Сан-Бабила» Карло Лидзани, хотя «застрельщиком» могли стать и «I ragazzi del massacre» Фернандо ди Лео. В 1976 году на экраны выходит, пожалуй, лучший фильм обсуждаемого подвида италокрайма: «Дерзкие, вооружённые и опасные». Снял его довольно талантливый режиссёр Ромоло Гуэррьери, уже имевший к тому времени значительный опыт в деле создания криминального кино. К съёмкам своего очередного крайма Гуэррьери подошёл очень скрупулёзно. Историю, лёгшую в основу фильма, написал мастер фильмов о преступниках Фернандо Ди Лео, а сыграть одну из главных ролей пригласили Томаса Милиана - суперзвезду итальянского кино. Такая щепетильность была вознаграждена значительным финансовым успехом: примерно за год проката «Дерзкие, вооружённые и опасные» собрали почти четверть миллиарда лир. Совсем по-иному к детищу Гуэррьери отнеслась критика. Так, публицист популярной ежедневной газеты «Il Giorno», выходящей в Милане, писал, что данный фильм ничем не выделяется на фоне аналогичных лент Кастеллари, Ди Лео, Масси, Ленци, Кайано, Гриеко и др., представляя собой самый обычный экшн (cinema d'azione) с глуповатым сценарием.

Однажды в полицейский комиссариат является девушка по имени Леа и рассказывает следующее. Её друг Луис связался с не самыми лучшими людьми - Марио Фаррой по прозвищу Блондин и Джованни Этруски, известным как Джо. Поддавшись их влиянию, Луис согласился принять участие в налёте на маленькую автозаправочную станцию. Служители закона тут же организуют операцию по нейтрализации преступной группы, которая заканчивается фиаско. Бандиты уходят из-под носа полицейских, убив двух рабочих заправки и двух оперативников. Всё дело в том, что Леа была уверена: на вооружении у банды состоят бутафорские револьверы. На эти сведения опиралась и полиция, но оказалось что у грабителей настоящее оружие. Устроившие кровавую бойню преступники не стали залегать на дно, а продолжили свой путь к успеху, сея вокруг себя смерть...

Обсуждаемый фильм действительно является экшеном и не претендует на какую-либо интеллектуальную составляющую. Режиссёр сделал упор на контент, состоящий из почти что непрекращающегося действия, что, учитывая итоговые кассовые сборы, было удачным ходом.

Итак, компания начинающих преступников берёт с места в карьер и убивает всех и вся. Под пули обезумевших гангстеров попадают даже их подельники по разбойному нападению на супермаркет, не говоря уже об обычных гражданах. Криминальное трио, правда, неоднородно по своим психологическим характеристикам. Луис чувствует себя не в своей тарелке, видя бесчинства своих приятелей. Молодой человек выполняет функции шофёра, не участвуя в прямом вооружённом насилии. А вот его соратники - Блондин и Джо - несомненно получают удовольствие от своей деятельности. Это особенно видно на примере Джованни. Этот парень, чья внешность напоминает Этторе из «Мама Рома» Пазолини, просто упивается преступлениями. Этруски явно пересмотрел криминальных фильмов, так как в некоторых ситуациях он произносит говорящие сами за себя фразы: La polizia servizio al cittadino, La mala ordina, Milano violento. Марио и Джованни воспринимают свои деяния даже не как средство добывания денег, а как весёлое приключение, авантюру. Они не прячут своих лиц и вообще никак не заботятся даже об элементарной конспирации. Ограбив банк на крупную сумму, Джо запросто швыряет деньги в толпу обывателей, сопровождая сию гуманитарную акцию зажигательными классовыми речами. Спектр преступлений банды широк: убийства, ограбления, угоны, провоцирование ДТП, насильственные действия сексуального характера, незаконный оборот оружия, захват заложника - короче, целый букет. Полиция же действует как-то вяло и неорганизованно, медленно сужая кольцо вокруг преступников, что выливается в новые убийства. Скучать за просмотром «Дерзких, вооружённых и опасных» некогда, ибо происходящее на экране имеет быстроту, близкую к калейдоскопической. Зрителю остаётся только дожидаться развязки, которая будет довольно необычной и даже шокирующей.

Актёрская игра безупречна. Макс Делис прекрасно вжился в роль Луиса - молодого человека с аристократической внешностью, который по воле случая становится участником банды. Нерешительный парень, тем не менее, сохраняет свою человечность, пособничая преступлениям, но не лишая никого жизни. В финале фильма он примет одно, требующее колоссального мужества и силы духа решение, дабы поставить точку в деятельности бандгруппы. Стефано Патрицци достойно сыграл роль Блондина, под чьей, ещё более аристократической внешностью, скрывается безжалостный убийца. Настоящую феерию продемонстрировал Бенджамин Лев, блестяще перевоплотившись в Джованни Этруски - преступника с задержкой в развитии, который претворяет в жизнь увиденное на экране. Неплохо выполнила свою работу Элеонора Джорджи, которая играла ту самую девушку, пришедшую в полицию и вовлечённую затем в дикий водоворот страшных событий. А вот приглашение Томаса Милиана, как я понимаю, было всё-таки больше пиар-ходом: его громкое имя должно было привлечь зрителей. Обладатель громкого имени в итальянском кинематографе сыграл у Гуэррьери безымянного полицейского комиссара - усталого и мало инициативного субъекта. Персонаж Милиана второстепенен по сравнению с постоянно находящейся на первом плане троицей молодых гангстеров.

«Дерзкие, вооружённые и опасные» - отличный криминальный фильм, созданный мастерами своего дела. Динамичный сюжет, качественное действие, филигранная актёрская игра - перед нами эталон cinema d'azione, который обязателен к просмотру фэнам крайма.

Автор обзора: Almost Human.


Материал опубликован: 20 мая 2014 года.