Дочери тьмы

  • Оригинальное название: Les lèvres rouges, Daughters of darkness, Children of the night,
    Red lips, The promise of red lips, Blood on the lips.

  • Производство: Бельгия-Франция-ФРГ 1971г.

  • Режиссер: Гарри Кюмель.

  • В ролях: Дельфин Сейриг, Джон Карлен, Даниэль Уиме, Андреа Рау.

Вплоть до начала 1970-х бельгийский режиссёр Гарри Кюмель снимал короткометражные, документальные и телевизионные фильмы, но с наступлением относительной цензурной свободы в начале следующего десятилетия решил попробовать себя в художественном кино и, естественно, обратил свой взор к тогда популярным жанрам ужасов и эротики. В результате в 1971 году на экраны выходит сразу два фильма – «Дочери тьмы» (Les levres rouges) и «Мальпертюи» (Malpertuis). В этом обзоре мы поговорим о первой его работе…

«Дочери тьмы» иногда называют эталонным фильмом ужасов о вампиршах-лесбиянках и примером того, как можно снять отличное и красивое кино без больших финансовых вложений. Гарри Кюмель был изначально настроен на западный рынок, поэтому фильм сразу снимался на английском языке, причем в отличие от остальных подобных работ того времени, голоса актеров здесь настоящие, а не передублированные носителями языка, поэтому хорошо знающие английский язык люди могут заметить самые разнообразные акценты, ибо национальный состав актёров был неоднороден.

Картина рассказывает о двух влюбленных Стефане (Джон Карлен) и Валери (Даниэль Уиме), которые только что поженились и путешествуют по Европе. Но с самого начала в их отношениях что-то не заладилось: Стефан всё время раздражен, а также под любым предлогом старается оттягивать звонок матери, которой должен будет сообщить о своей женитьбе. В один день они останавливаются в большом роскошном отеле, где кроме них и консьержа больше никого нет. Со временем туда заселяется ещё пара постояльцев – графиня Батори (Дельфин Сейриг) и её секретарша Илона. Вот только есть у этого визита одно «но»: консьерж отчетливо помнит эту даму, которая приезжала сюда несколько десятков лет назад и с тех пор она ни капельки не изменилась. Постепенно Батори сближается с Валери и ещё больше ухудшает её отношения с мужем. Девушка теперь в её власти, а Стефан – это ненужная преграда на пути к вечной жизни…

Сразу скажу, что не стоит ожидать стандартную вампирскую историю с клыками, кровопусканием и тому подобными вещами. Всего этого здесь нет и в помине. Вампиры в этом фильме ведут себя как обычные люди, если не считать того, что они боятся солнечного света и не стареют. Режиссёр старается акцентироваться на психологической составляющей и посвящает львиную долю экранного времени отношениям главных героев и тому, как графиня Батори медленно, но верно завоевывает расположение Валери, а потом делает её своей любовницей. Тут же проскакивают новости о странных убийствах девушек, вокруг трупов которых не находят ни капли крови.

Большая часть действия происходит в фешенебельном отеле, и авторы стараются максимально подробно рассказать о его обитателях. Стефан – странный сам по себе, у него бывают неконтролируемые всплески насилия, а также, когда он звонит маме и начинает разговаривать с ней, на показывают… мужчину. О причинах этого авторы не говорят, да и вообще единственным нормальным человеком в фильме является как раз Валери, ибо её муженек не только бьет её до синяков ремнем, но и через несколько дней после свадьбы прыгает в кровать к секретарше Батори.

Насилия и обнаженки в фильме крайне мало, да и вообще он лишен действия. Вдобавок к этому авторы попытались создать гипнотическую и странную атмосферу, но это им, на мой взгляд, не очень удалось. В тех же «Вампиршах» Хосе Рамона Ларраза всё это смотрелось куда лучше. Сцены смертей так и вообще абсурдны: в ванной Илона умудряется сама себя заколоть бритвой в спину – настолько неестественная сцена, что вызывает недоумение. Дальше – больше. Во время финального сражения Стефана с Батори и уже попавшей под её чары Валерией разбивается чаша, и оба её осколка умудряются аккуратно перерезать вены на обеих руках у жертвы. И ладно бы они падали с большой высоты, но нет, этой чашей накрыли лицо мужчины, она и раскололась, умудрившись аккуратно перерезать ему вены. Финальная сцена смотрится чуть лучше, но тоже вызывает недоумение, особенно тот факт, что героиня осталась жива. (Не хочу раскрывать всех подробностей).

В большинстве своём оценки этого фильма положительные. В том числе и так называемые любители «более серьезного» кино пытаются найти скрытые смыслы этой картины и выискивают «неописуемую визуальную красоту». Но я не собираюсь придерживаться этих мнений и стереотипов и выскажу своё мнение. Картина не удалась: авторы хотели создать гипнотическое и странное полотно, а получилось нечто близкое к трэшу с претензией на высокое искусство. Бывает. Не могу сказать, что фильм оказался полным провалом, но я его очень быстро забуду и вряд ли когда вернусь к просмотру.

Материал опубликован: 23 июля 2013 года.