Открытое письмо в вечерние новости

  • Оригинальное название: Lettera aperta a un giornale della sera, Open letter to the evening news.

  • Производство: Италия 1970г.

  • Режиссер: Франческо Мазелли.

  • В ролях: Даниэле Константини, Моника Штребель, Даниэле Дублино, Нанни Лой, Ренато Романо.

Определённая известность пришла к Франческо Мазелли в 1960 году, когда его фильм «Дельфины» был показан на кинофестивале в Венеции. Впрочем, известность эта была скорее со знаком «минус», в силу того, что критики посчитали «I delfini» парафразом знаменитых «Маменькиных сынков» Федерико Феллини. Таким образом, получалось, что молодой режиссёр как бы выступал эпигоном своего именитого коллеги по цеху. Но уже четыре года спустя Мазелли получает неофициальный пропуск в когорту ведущих итальянских режиссёров, так как его экранизация романа «Равнодушные» Альберто Моравиа была удостоена престижной премии на фестивале в Мар-дель-Плата. «Gli indifferenti» стали вершиной карьеры Мазелли (с точки зрения критиков), и ни одна из последующих работ режиссёра не смогла повторить подобный успех. Однако самого Читто (прозвище Мазелли, данное ему крёстным отцом, которым был сам Луиджи Пиранделло) все эти удачи/неудачи интересовали мало: коммунист со стажем к большинству своих картин относился с явной прохладцей, так что мнения буржуазных специалистов в области кинематографа были для него делом десятым, а то и двадцатым. Своей лучшей кинолентой Читто считал «Открытое письмо в вечерние новости» (1970), хотя тёплые слова он нашёл для ещё двух проектов: «Подозрения» и «Истории любви». Ниже мы попытаемся немного поговорить об «Открытом письме».

Группа левых интеллектуалов и их окружение собираются на очередную вечеринку. Стильные мужчины и женщины весело проводят время за разговорами и весельем, пока не раздаётся телефонный звонок. Представитель авторитетной коммунистической газеты попросил камрадов выразить своё мнение о войне во Вьетнаме. Товарищи коллективными усилиями пишут достаточно радикальный текст, в котором, помимо прочего, говорится и о том, что они готовы отправиться в далёкую южно-азиатскую страну, дабы принять участие в вооружённой борьбе против империалистов. Но на деле практически никто из составителей сего материала не воспринял пламенное коммюнике всерьёз. Через некоторое время данное письмо было опубликовано СМИ, а его составители невольно оказались в центре внимания всей левой общественности Италии как пример настоящих коммунистов, готовых отстаивать свои убеждения с оружием в руках и риском для собственной жизни. Но едва ли этой респектабельной публике удастся попасть на войну: вьетнамцы делают ставку на сопротивление агрессорам посредством лишь собственных вооружённых формирований, отвергая помощь в живой силе даже со стороны СССР и Китая. «Так неужели они позволят присоединиться к борьбе итальянским добровольцам? Конечно, нет» - со смехом просвещает свою любовницу один из членов группы, добавляя к уже сказанному мысль о том, что открытое письмо было всего лишь пиар-акцией партийных функционеров. Всё шло своим чередом до тех пор, пока не пришла неожиданная весть: руководство вьетнамской компартии дало зелёный свет инициативе итальянских единомышленников отправиться на фронт. И что же теперь будут делать любители модной одежды, плотских утех, комфортной городской жизни и умных идеологических разговоров? Поедут воевать или попытаются отказаться от того, что было опубликовано в письме?

Эта лента начала сниматься Мазелли в 1968 году при наличии низкого бюджета, что, однако, ничуть не сказалось на её качестве. Особенно это касается актёрской игры: несмотря на очень небольшие гонорары, все приглашённые актёры просто отлично выполнили свою работу. Выход «Письма» в прокат спровоцировал любопытный эффект – фильм настолько широко обсуждался в прессе, что компания, занимавшаяся его дистрибуцией, выпустила книгу, состоящую из публикаций о картине, что очень понравилось Читто. Зрительская аудитория Италии восприняла «Открытое письмо в вечерние новости» положительно, несмотря на то, что это был достаточно сложный для понимания фильм. К сожалению, Мазелли отказался посылать этот, снятый с большим энтузиазмом, фильм на Каннский фестиваль, что произошло из-за каких-то серьёзных противоречий с его организаторами. Наиболее суровую критику Читто и его важнейшая работа получили от самой ИКП (Итальянской коммунистической партии): партийное издание «L’Unita» опубликовало разгромную статью, предоставив, правда, возможность ответить на оную на страницах этой же газеты, чем Франческо не преминул воспользоваться.

«Открытое письмо в вечерние новости» - кино не для всех. Ветеран итальянского левого движения Франческо «Читто» Мазелли позиционировал этот фильм как размышление о левом движении Италии в период 1966-1970 гг.: его проблемах, участниках и перспективах. По сути дела, эта картина снятая коммунистом и для коммунистов, обращалась к определённой аудитории – левым и их симпатизантам, которых, правда, в Италии в то время было немало; последнее, по всей видимости, и поспособствовало определённому успеху «Lettera aperta a un giornale della sera» у зрителей. Ныне же это специфическое кино будет интересно только поклонникам италополитики.

Автор обзора: Almost Human.


Материал опубликован: 30 января 2011 года.