Бабочка


Оригинальное название: Leptirica.
Производство: Югославия 1973г.
Режиссер: Джордже Кадиевич.
В ролях: Марьяна Николич, Петар Бозович, Слободан Перович, Александр Стойкович.
       Югославское кино – довольно интересная и практически неисследованная ниша. А ведь там тоже снимали интересное кино и сейчас мы поговорим об одном из таких фильмов, а именно о вампирском хорроре Джордже Кадиевича «Бабочка», который он снял для ТВ в 1973 году. Этот фильм имел неплохой успех, а также считается одним из самых известных югославских фильмов ужасов. К сожалению, со временем он был полностью забыт, и до нас дошла только копия записи с ТВ не самого лучшего качества.
       Джордже Кадиевич, историк по образованию, начинал свою карьеру в 1960-е годы. После ряда успешных работ он уходит на ТВ, где и снимает свои известные ленты – тёмную фантазию «Страж» (Sticenik, 1973), готическую романтическую ленту «Песнь девушки» (Devicanska svirka, 1973) и вампирский фильм ужасов «Бабочка», о котором я сейчас и собираюсь рассказать. В 1990-м году Кадиевич попытался выпустить свою версию известного произведения Николая Гоголя «Вий» под названием «Святое место» (Sveto mesto), но из-за ситуации в стране премьера так и не состоялась, но фильм всё же был показан по ТВ. Кадиевич критиковал советскую экранизацию «Вия» и попытался создать не сказку, а серьезный мистический фильм. Но сейчас речь не о нём и я думаю, самое время перейти к «Бабочке».

       Действие фильма происходит в глухой сербской деревушке, в которой есть одно проклятое место – мельница. Каждый, кто идет туда работать, через некоторое время умирает от рук (или, вернее, зубов) вампира. Никто его не видел, но следы укусов говорят сами за себя. После очередной смерти никто из селян больше не желает даже приближаться к этому проклятому строению, а это означает, что вся деревня останется без хлеба. Главный герой фильма, бедный молодой человек по имени Страхинья (Петар Бозхович), добивается благословения богатого отца своей возлюбленной Радойки (Марьяна Николич) и, естественно, получает отказ. В отчаянии он решает покинуть деревню, но местные жители уговаривают его поработать в мельнице, а так как парню нужны деньги, то он соглашается. В первую же ночь к нему и впрямь является вампир, но Страхинья чудом остался жив. Он рассказал обо всём жителям деревни и те решили, что это восстает из гроба очень плохой человек по имени Сава, который умер в этих местах более века назад. Они находят его могилу и вбивают кол прямо в гроб, а заодно помогают парню выкрасть невесту. Дело идет к свадьбе, но он ещё не знает, что ждет его в первую брачную ночь…
       Как вы уже могли догадаться, это кино не похоже ни на европейские ленты о вампирах, ни на американские. Это довольно уникальный образчик славянского фильма ужасов. Причем настоящего фильма ужасов, с жутью и небольшим, но всё же наличием крови. Действие происходит в маленькой суеверной деревушке, где живут в основном необразованные, тёмные и набожные крестьяне. Отдельно от них проживает зажиточный по местным меркам фермер, который отказывается выдать дочку за бедняка. Режиссёр как бы рассказывает нам сразу две истории: о вампире и о парне, который отчаянно пытается добиться расположения несговорчивого фермера. В финале эти истории соединяются воедино, что позволяет авторам выплеснуть на зрителя довольно жуткое действие и немножко насилия.

       Это кино – не то, что мы привыкли видеть. Здесь вампиры не превращаются в летучих мышей и не боятся солнечного света. Но зато символом передачи зла является бабочка, которая вылетает из гроба после того, как в него вонзили осиновый кол. Именно её пытались поймать крестьяне, но так и не смогли этого сделать, что привело к череде страшных событий. Сами крестьяне показаны в фильме неприглядно. Это очень тёмные, пьющие люди, которые влачат свое бедное и жалкое существование. В принципе, картина, показанная в фильме, очень реалистична, ибо у нас тоже есть такие люди, которые являются таковыми частенько даже не по своей вине. Особенно повеселил местный поп, который больше всех пьет и вообще не занимается тем, что ему положено по чину.

       Несмотря на то, что фильм был снят для ТВ, он содержит ряд довольно жутких сцен. Вампир будет пить кровь своих жертв так, что она будет литься струей на грязный пол мельницы. А финальные сцены так и вообще достойны высшей похвалы, ибо авторы создали воистину мрачную и жуткую атмосферу, которая вместе с не менее жутким вампиром производит неизгладимое впечатление на зрителя. Эти сцены надолго врезаются в память. Недаром в IMDB люди пишут о своих давнишних впечатлениях от просмотра этого творения. Сам вампир тоже выглядит весьма нестандартно. Он не похож на своих европейских и американских собратьев. Он куда страшнее и опаснее, ибо приходит незаметно, нападает внезапно, убивает быстро. Музыкального сопровождения в фильме нет вообще (если не считать пару хоровых вставок). Это тоже довольно необычно, хотя мне такой ход авторов непонятен и я уверен, что картина смотрелась бы на порядок лучше, если бы у неё был хороший мрачный саундтрек.

       «Бабочка» - уникальный образчик славянского фильма ужасов, который стоит смотреть только любознательным зрителям, ибо это настолько странное и оригинальное творение, что у обычных любителей ужасов оно, скорее всего, вызовет недоумение. Фильм, конечно же, не шедевр, но это определенно интересная, а главное – ни на что не похожая лента.

Материал опубликован: 14 октября 2011 года.