Лев с семью головами


Оригинальное название: Der Leone Have Sept Cabeças.
Производство: Конго-Италия-Франция 1970г.
Режиссер: Глаубер Роша.
В ролях: Рада Рассимова, Габриэле Тинти, Джулио Броджи,
Жан-Пьер Лео, Альдо Биксио, Райнхард Кольдехофф.
       Глаубер Роша является одним из самых уважаемых и влиятельных режиссёров Бразилии. Несмотря на то, что он снял не так уж и много фильмов, его имя занимает почетное место среди признанных мастеров мирового кино и среди авторов бразильского Cinema Novo. Самым известным его фильмом является драма «Бог и Дьявол на земле Солнца» (Deus e o Diabo na Terra do Sol, 1964), рассказывающая о социально-политических проблемах Бразилии 1960-х годов. Но сейчас речь пойдет не об этом фильме, а о более поздней и менее известной работе Роша под названием «Лев с семью головами».
       Название этого фильма – игра слов на разных языках, т.е. каждое слово написано на определенном языке: немецком, английском, французском и португальском. А сам фильм оправдывает свое весьма странное и непонятное название... «Это история американо-европейского колониализма в Африке, африканский эпос, сосредоточенный на точке зрения человека страны Третьего мира в противовес американским коммерческим фильмам, которые показывают сафари и концепцию белого человека по отношению к этому континенту. Это своего рода учение о возможностях политического кино. Я выбрал Африку, потому что мне кажется, что этот континент имеет схожие с Бразилией проблемы.» - так говорил Глаубер Роша о своем фильме и получилось у него воистину нечто странное и непонятное, балансирующее на грани политики, сюрреализма, арт-хауса и мондо-жанра. Это была первая работа режиссёра после того, как он покинул Бразилию.

       Сюжет фильма очень невнятный и странный. Действия происходит в одной из стран африканского континента. Жители этой страны страдают от нищеты и голода и готовы взяться за оружие, чтобы совершить революцию. Главными героями ленты являются несколько приезжих белых, которые начинают активную деятельность в противодействие назревающему бунту. Они активно ведут пропаганду, а потом даже избирают нового короля, который подписывает непонятные ему соглашения чуть ли не в обмен на бутылку спиртного, тем самым подвигая свою страну всё ближе к пропасти. На головы местных жителей сыплются многочисленные обещания, а революционеры, среди которых есть активист-коммунист, всячески преследуются. Параллельно нам показывают женщину Марлен (Рада Рассимова), которая ассоциирует себя с чем-то непонятным и спрашивает своего спутника о том, почему люди ненавидят её. В финале проходимцев настигает возмездие, но показано оно тоже в весьма странном ключе…
       Смотреть этот фильм смогут единицы, а уж досмотрит его до конца и того меньшее количество народу. А во всём виноват странный стиль режиссёра. Вы любите мондо-фильмы? Тогда можете попробовать посмотреть этот, но не факт, что досидите до конца. Примерно две трети ленты отданы съёмкам в Африке, причем съёмкам почти то документальным. Режиссёр не применял съёмку с разных сторон, параллельный монтаж и вставки сцен и снимал всё одним планом, результатом чего стали продолжительные эпизоды, в которых на экране фактически ничего не происходит. Например, в одной сцене нам в течение трех минут крупным планом показывают марширующих солдат караула. В другой сцене нас ждет один ракурс с поющими аборигенами, в третьей – просто сидящие аборигены. Все эти сцены имеют продолжительность от трех минут и более и некоторые из них настолько продолжительны, что терпения на их просмотр без промотки хватит у единиц. Временами фильм выглядит так, как будто видео поставили на паузу, а аудио продолжает проигрываться. Честно говоря, меня не особо впечатлил этот прием автора. Действие полностью происходит в Африке, а большинство актёров – местные жители. Т.е. любители экзотики смогут посмотреть на танцы аборигенов, на некоторые обряды и на образ их жизни.

       Сама история, как я уже сказал весьма невнятная, а некоторые сцены показаны чисто символически, как например, сцена избиения коммуниста. Рада Рассимова появляется на экране нечасто, но именно в этом фильме она участвует в сценах с обнаженкой. Наверное, это единственный фильм в её карьере, где она предстала нагишом. В финале её героиню распнут на кресте, правда сам процесс останется за кадром. Всё происходящее на экране будет сопровождаться соответствующим саундтреком - африканскими мотивами, местами ритмичными, а местами не очень.

       Как я уже сказал, многие сцены символичны, а часть из них вообще выглядит весьма странно. Про избиение коммуниста-революционера я уже сказал. В финале он с легкостью без боя одолеет двух империалистов и накинет им веревки на шеи. Ещё одна интересная и необычная сцена также ждет нас ближе к финалу. В ней героиня Рады Рассимовой играет в странную игру с провозглашенным империалистами президентом страны: они как бы дерутся из-за права полакомиться человеческой костью.

       «Лев с семью головами» - один из самых странных фильмов из всех, что я видел. Он будет интересен ничтожно малому количеству зрителей, а уж понравится так и вообще единицам. Лично я затрудняюсь выставить какую-либо оценку этому фильму, но не жалею о том, что прикоснулся к такому неординарному творению и в очередной раз увидел Раду Рассимову.


Материал опубликован: 15 июля 2011 года.