Пропуск для мертвеца
Оригинальное название: Lasciapassare per il morto, Passport for a Corpse.
Производство: Италия 1962г.
Режиссер: Марио Гариаццо.
В ролях: Альберто Лупо, Линда Кристиан, Хелен Шанель, Пьеро Лулли, Пол Мюллер.
«Пропуск для мертвеца» - это дебютная режиссёрская работа хорошо известного любителям итальянского кино Марио Гариаццо. Этот режиссёр довольно часто радовал зрителей необычными и качественными лентами. Чего только стоят его фантастический триллер «Глаза за звездами» (Occhi dale stele, 1978) и порно-джалло «Отель удовольствий» (Play motel, 1979). Посмотрев его дебютную ленту, понимаешь, что этот человек с самого начала своей карьеры был полон оригинальных идей.
Фильм начинается как стандартный криминальный триллер начала 1960-х, только очень дешево снятый. Главный герой Марко (Альберто Лупо) вместе с четырьмя подельниками решаются на ограбление. Но что-то пошло не так, и в перестрелке погибли все его друзья, а сам он всё же успел умыкнуть сумку с деньгами и скрыться с места преступления. Далее он признается в содеянном своей подруге Елене (Хелен Шанель), которая соглашается вместе с ним бежать во Францию, откуда можно будет улететь в Латинскую Америку и, затерявшись там, начать безбедную жизнь. Так как Елена вне подозрений, то было решено, чтобы она ехала обычным путем, а Марко с деньгами будет нелегально пересекать границу, чтобы встретиться с ней в одном маленьком ресторанчике и спланировать дальнейшие действия. Для этого Марко ложится в гроб вместо мертвеца, которого должны были вести во Францию. Граница позади, но тут происходит неожиданное: этот самый гроб помещают в холодильную комнату. Выбравшись из гроба, Марко с ужасом узнает в лежащих вокруг трупах своих друзей, а сам он обречен замерзнуть в этой комнате, если не предпримет никаких действий в ближайшие пару часов. И вот, авторы детально показывают нам его страдания и отчаянные попытки выбраться из этого места, но это ещё не всё. Ему всё же удается бежать, но Елена, прождав до глубокой ночи, уже ушла из ресторана и направилась неизвестно куда. Марко отправляется на её поиски, но суждено ли им встретиться, смогут ли они жить вместе или же судьба распорядится по-другому…
Этот фильм сложно отнести к какой-то конкретной жанровой категории. Но я бы всё же охарактеризовал его как криминальный триллер-драма с элементами мистики. Поначалу сюжет развивается довольно медленно, но после ограбления дальнейшие события, несмотря на почти полное отсутствие действия, очень быстро увлекают зрителя и держат его в напряжении вплоть до самого финала, который можно смело назвать эффектным и даже неожиданным.
Режиссёр уделяет очень много времени показу личностей главных героев, а также их последующих переживаний, тем самым усиливая психологическую составляющую фильма. Марко – бедный работник; он хочет лучшей жизни со своей подругой, которая вынуждена петь-танцевать в дешевом клубе. Не видя никаких перспектив, он с группой друзей решается на ограбление. Но с течением времени авторы показывают нам медленную трансформацию личности этого человека, который потом уже будет говорить, что не в деньгах счастье и что лучше быть бедным, но живым. В финале он просит прощения у высших сил и готов на всё, только бы остаться в живых…
Я неспроста сказал, что этот фильм имеет мистические нотки. Дело в том, что периодически к главному герою (в воспоминаниях или видениях, сначала это неясно) является странная девушка. Потом она исчезает и зритель даже может забыть о ней, но в финале она приходит вновь со словами «Ты положил себя в гроб раньше времени, и это была твоя ошибка…». Она появляется из ниоткуда и исчезает в никуда. В финальных сценах становится понятно, что это была смерть…
Главную роль Марио Гариаццо отдал достаточно известному актёру начала 1960-х Альберто Лупо, который очень хорошо воплотил на экране образ решившегося на преступление из-за нужды Марко и показал трансформацию его личности. Каждый зритель будет по-своему относиться к главному герою, но в то же время, этот Марко уж точно не является матерым головорезом, а скорее загнанным зверем. Роль его подруги исполнила Хелен Шанель, но у ней не так много экранного времени. В эпизодических ролях друзей главного героя можно увидеть Пола Мюллера и Пьеро Лулли.
«Пропуск для мертвеца» - отличный дебют талантливого режиссёра. Эта оригинальная, загадочная и красивая лента с легким налетом мистики непременно понравится любителям мрачных депрессивных и меланхоличных историй. Оригинальное, грамотно снятое кино, достойное, чтобы его помнили будущие поколения.
Материал опубликован: 06 мая 2012 года.