Кунтиланак


Оригинальное название: Kuntilanak, The chanting.
Производство: Индонезия 2006г.
Режиссер: Ризал Мантовани.
В ролях: Джули Эстелле, Эван Сандерс, Рату Фелиша, Лита Соеварди.
       Ризал Мантовани, ныне известный индонезийский режиссёр страшного кино, начинал свою карьеру в 1991 году и до своего дебюта в кино в 1999 снял более 300 видеоклипов и продолжает «штамповать» их по сей день. Но мы сейчас будем говорить не о видеоклипах, а об одном из его фильмов. Будучи архитектором по образованию и не проходивший никакого «специального» киношного обучения этот человек в наше нелегкое время умудряется снимать стоящее кино, которое понравится не только современной молодежи, но и любителям старой школы кино. Самыми известными фильмами Мантовани является трилогия под названием «Кунтиланак», которая получила массу положительных отзывов от зрителей и критиков.
       Итак, начнем с определения названия. Кунтиланак – это индонезийское название малазийского вампира Понтианака. Обычно его описывают как прекрасную женщину, которая умерла во время родов, стала бессмертной и теперь жаждет мести. Говорят, что она появляется по ночам и очаровывает людей своей красотой, но встреча с ней непременно оканчивается смертью жертвы. Обычно Кунтиланак убивает людей с помощью своих острых когтей, которые она вонзает в тело жертвы и выворачивает её внутренние органы, либо же просто разрывает ими глотку. В редких случаях она может вырывать «достоинство» мужчины, как бы мстя мужскому полу за свою смерть при родах. Говорят, что если воткнуть острый предмет в заднюю часть шеи Кунтиланака, то она перестанет быть агрессивной и превратится в просто прекрасную девушку и будет ею до тех пор, пока этот объект не будет вытащен. По поверьям сельских жителей: если вы слышите громкий смех Кунтиланака, то это значит, что она где-то далеко, а если он приглушенный и отдаленный – то ждите неприятностей, ибо Кунтиланак где-то поблизости.

       Ризал Мантовани не стал полностью следовать этим легендам и создал свой образ известного мифологического существа. В его фильме Кунтиланак – это не вампир, а призрак, который можно вызвать, имея специальный дар и зная особое песнопение на неизвестном языке. Причем можно направить гнев Кунтиланака против определенных людей, а выходит призрак из антикварных предметов (в данном фильме из старинных зеркал). Помимо всего прочего режиссёр приплел в сюжет историю о древнем сатанинском культе, члены которого живут и в наши дни, а также тот факт, что Кунтиланаком можно управлять посредством магии. Сам призрак тоже претерпел изменения. Теперь это не красивая девушка, а ужасное чудовище с лошадиными ногами, большими когтями, изуродованным лицом и длинными как у трупа седыми волосами.
       Теперь обратимся к сюжету. Молодая девушка Саманта (Джули Эстелле) устала от домогательств своего пьяницы-отчима и решила снять себе отдельную комнату, дабы жить в тишине и покое. Но для этого она выбрала не самое подходящее место, а именно старинный особняк на краю старого кладбища, который когда-то принадлежал древнему роду, практиковавшему сатанизм и якобы ныне полностью истребленному. Хозяйка этого особняка почему-то чтит память его владельцев и стареется сохранить убранство и мебель в таком виде, в каком они были много лет назад. Саманта расспрашивает её об истории этой семьи и хозяйка с радостью рассказывает об этом, не забывая поведать легенду о Кунтиланаке и прочитать текст заклинания для её вызова (всё это она делала в шутку и утверждала, что не верит в эту «чушь»). Однако, как потом выясняется, Саманта оказалась «избранной», той, у которой есть дар управлять этими призраками, а заклинание, прочитанное хозяйкой особняка, только усугубило положение девушки. Теперь она даже не по своей воле будет впадать в транс, напевать заклинание и тем самым вызывать зловещий призрак. С этого момента количество действующих лиц ленты будет неуклонно сокращаться, а в финале выяснится, что культ сатанистов всё ещё жив…

       Первое, что бросается в глаза при просмотре данного фильма – это потрясающе красивый визуальный ряд и действительно пугающая атмосфера. Действие фильма практически целиком и полностью происходит в старинном особняке, на кладбище, в подвалах этого особняка или на ночных безлюдных улицах Джакарты. Режиссёр создает очень красивый визуальный ряд, приправляя его необычными видео эффектами, по минимуму используя компьютерную графику и CGI. Единственное, что роднит данный фильм с современным кино – это сотовые телефоны в руках главных героев и ряд флэшбэков на быстрой скорости, коими так любят баловаться современные режиссёры. Но всё это с лихвой перекрывается действительно грамотно построенной мрачной и загадочной атмосферой.
       Видения главной героини, её сны очень тесно переплетаются с реальностью и временами зритель, как и сама девушка, не может определить: реален ли показанный на данный момент на экране образ или нет. Саманту будут постоянно мучить кошмары, а тем временем те, на кого она гневается, будут умирать ужасными смертями от рук Кунтиланака. Очень интересно сняты сцены, в которых главная героиня впадает в транс. Девушка не контролирует свое поведение, напевает очень красивое заклинание на неизвестном языке, а после его прочтения из носа жертвы начинает течь кровь и этой же ночью за ней приходит Кунтиланак. Саму же девушку после прочтения заклинания начинает рвать червями (привет гонконгским ужасам 1980-х).

       Отдельно стоит поговорить о звуковом и музыкальном сопровождении, ибо это нечто настолько великолепное, что я решил посвятить его описанию целый абзац. Музыкальное сопровождение в большинстве случаев представляет собой мрачные эмбиентные мелодии, которые служат отличным фоном для красивого визуального ряда и событиям, происходящим на экране. Однако режиссёр снабдил свой саундтрек резкими и неожиданными звуковыми эффектами, которые могут серьезно напугать зрителя, особенно, если смотришь фильм ночью при выключенном свете. Это производит неизгладимое впечатление и является неоспоримым плюсом данной картины.

       Главную роль в фильме исполнила молодая фотомодель и актриса Джули Эстелле, которой на момент съёмок было всего 17 лет и которая, несмотря на это, отлично исполнила свою роль, и в будущем будет участвовать в продолжениях этой истории. Имена остальных актёров мне не знакомы, но все они очень достойно смотрятся на экране. Каких-либо особых кровавых откровений здесь нет, несмотря на то, что к ним располагает сюжет. Режиссёр предпочел снять просто атмосферное кино, но не стал лишать его действия.

       «Кунтиланак» - это ещё одно доказательство, что в наши дни можно снять хорошее кино, а Ризал Мантовани наряду с Джоко Анваром является надеждой индонезийского кино, которое к счастью не полностью пошло по стопам Запада и всё ещё выпускает достойные работы, коей это творение и является. Рекомендуется всем любителям мрачного и атмосферного азиатского хоррора.

Материал опубликован: 08 ноября 2010 года.