Человек клана


Оригинальное название: Klansman.
Производство: США 1974г.
Режиссер: Теренс Янг.
В ролях: Ли Марвин, Ричард Бартон, Лучиана Палуцци,
Дэвид Хаддлстон, Кэмерон Митчелл, О.Дж.Симпсон.
       Имя Теренса Янга знакомо каждому любителю кино. Именно этот человек снял первые серии эпопеи о Джеймсе Бонде, очень необычный вестерн «Красное солнце» (Le soleil rouge, 1971), а также ещё ряд интересных работ. В 1974 году он соглашается стать режиссёром фильма «Человек клана», который стал самым дорогим фильмом из всех, которые когда-либо продюсировали чернокожие. Бюджет того творения составил 5 миллионов долларов, а на главные роли были приглашены настоящие звезды Ричард Бартон, Ли Марвин и итальянская актриса Лучиана Палуцци.

       Автором сценария выступил Сэмуэл Фуллер, создатель известного фильма «Шоковый коридор» (Shock corridor, 1963). Оригинальная версия сценария, в которой Ли Марвин играл предводителя Ку-Клукс-Клана, очень сильно не понравился людям из Paramount, которые потребовали его полностью переделать. В результате этого Фуллер, которому прочили место режиссёра, покинул проект. Также хотел поступить и Ли Марвин, но к тому времени он уже подписал контракт и не мог отказаться. И Фуллер поступил абсолютно правильно, ибо то, что мы увидим в этом фильме, вряд ли порадует даже любителей подобной тематики, так как новый сценарий фактически делает всех негров хорошими, независимо от их человеческих качеств и репутации.
       Действие происходит в маленьком городке на юге США. В этом месте командует шериф Трэк (Ли Марвин), который старается балансировать на острие лезвия между расистки настроенным белым населением и не менее агрессивными неграми, которые вдобавок ещё и собираются проводить какой-то митинг в защиту своих прав. В одну ночь приехавшую в город белую женщину изнасиловал негр. Это вызвало ещё бОльший всплеск расистских настроений, а шериф всё по-прежнему старается сгладить ситуацию и арестовывает подозреваемого. Толпа вооруженных людей, получив отказ в выдаче арестованного, нападет на первого попавшегося им на пути чернокожего и жестоко расправляется с ним. Его друг берется за оружие и становится местным мстителем, одного за другим убивая причастных к тому убийству людей. В ответ на это помощник шерифа (Кэмерон Митчелл) насилует приехавшую негритянку, что постепенно приводит к масштабной резне в финале…

       При продолжительности в почти два часа эта лента содержит очень мало действия и очень много разговоров, что естественно не подогревает интерес к происходящему на экране. Какого-либо серьезного подтекста или посыла в фильме нет, а вот сценарий вызывает много вопросов. Во-первых, авторы стараются показать плохими белое население города, а все негры белые и пушистые (видимо, сказывается тот факт, что продюсером был чернокожий Уильям Александр). Очень странно, что шериф даже не пытается поймать снайпера, а местный землевладелец, сочувствующий чернокожим, знает о его личности и тоже молчит. Но в то же время нам показывают совершенно абсурдную сцену, в которой помощник шерифа насилует чернокожую женщину. Смотрится это настолько неубедительно, что нет слов. В таком городке, имея неплохую должность, этот человек не стал бы ей рисковать и уже тем более не стал бы рисковать своей честью, ибо людей, имевших связь с чёрными, даже не пускают в церковь. А тут он в лет изнасиловал барышню, а его друзья даже ничего на это не сказали. Приехавший на место герой Ли Марвина даже не стал его арестовывать за изнасилование, а просто сорвал звезду шерифа. После этого герой Митчелла практически исчез без следа.
       Во второй половине фильма негр-снайпер будет по-хамски говорить с сочувствующим чернокожим землевладельцем, а тот после такого разговора будет сочувствовать им ещё больше и даже отдаст жизнь в борьбе за их права. В финале негр-снайпер вознамерится добить раненого куклуксклановца, но шериф приставляет пистолет к его виску и говорит, что не надо бы этого делать, на что негр, ничего не ответив, жмурится и спускает курок. Шериф, как пришибленный, отходит в сторону и отпускает этого человека, который таким образом борется за пара чёрных. На этом собственно, данное веселое кино и заканчивается.

       Как я уже сказал, действия в этом творении очень мало. Мимолетная сцена убийства негра, изнасилование, пара выстрелов и совсем не впечатляющее сражение белых и защитников чёрных в финале. Сцена драки героя Ричарда Бартона и местного расиста просто смешна. Хромой Бартон, почти не двигаясь и даже не сжимая руку в кулак, чуть ли не убивает здоровенного мужика, используя лишь движение кистью руки. Причем в одном моменте явно видно, что Бартон едва касается, а то и не касается вовсе своего противника.

       Так как действие происходит на юге США, то все актёры имели южный акцент, который слушается гораздо труднее традиционного северного говора. Один только Ричард Бартон не напрягался и говорил так, как умеет. Он и Ли Марвин очень активно употребляли спиртные напитки во время съёмок этого творения и видимо, это и является главной причиной того, что Бартон смотрится просто ужасно и выглядит как мужик с большого бодуна. Говорят, что позже он даже лечился от алкоголизма. Куда лучше смотрится Дэвид Хаддлстон, который хорошо знаком российскому зрителю по некоторым фильмам с Теренсом Хиллом и Бадом Спенсером. Этот актёр отлично исполняет роль предводителя расистов, но предводителя грамотного, который поначалу призывает их отказаться от всякого насилия. Итальянская актриса Лучиана Палуцци (и что только она здесь делает?) исполнила роль помощницы шерифа.

       «Человек клана» - очень слабая работа именитого режиссёра. Медленно развивающийся и сам по себе не очень грамотный сюжет, практически полное отсутствие музыки, местами неважная актёрская игра (особенно игра Бартона), попытка выставить белых – исчадьями ада, а чернокожих – добрыми парнями… эх, не стоило Янгу соглашаться снимать этот мусор…

Материал опубликован: 16 июня 2011 года.