Жертвы войны


Оригинальное название: Kamp tawanan wanita, Day of the escape, War victims, Women's prison camp.
Производство: Индонезия 1983г.
Режиссер: Джопи Бурнама.
В ролях: Мариса Хак, Мангара Сиахаан, Ферида Сиптади, Ивина Анвар.
       Этот индонезийский фильм даст фору большинству европейских WIP (Women in prison) фильмам. Европейцы в большинстве случаев перегибали с обнаженкой и превращали свои фильмы в банальную эротику с некрасивыми актрисами, а индонезийцы сделали жестокое и напряженное кино об издевательствах над заключенными в женском лагере и прочих ужасах военного времени. И всё это приправлено довольно качественным и динамичным действием, а также антивоенным подтекстом.

       Фильм начинается с доставки группы женщин в японский лагерь, находящийся посреди джунглей. Здесь с ними обращаются как с животными: бьют, пытают, унижают, лишают пищи и т.п. Начальник лагеря категорически не согласен с таким обращением с заключенными, но он не в силах противиться приказам сверху и даже пытается обратиться к высшим военным чинам и поднять этот вопрос, но всё тщетно. А между тем простые солдаты и охранники упиваются своей властью и всячески издеваются над заключенными девушками. Постепенно доведенные пытками и насилием до крайней точки, женщины решают совершить побег. Ночью, когда начальство уехало из лагеря и оставило лишь нескольких охранников, они совершают побег, но к сожалению большинство беглянок гибнет от рук охраны, от диких животных и ловушек, которыми напичканы джунгли вокруг лагеря. Одна из девушек передает тайные послания сопротивлению, а также заводит роман с начальником лагеря, который очень сильно страдает по поводу всей этой ситуации и искренне хочет помочь. Он старается прекратить пытки, чем вызывает гнев своих же солдат, которые уже помышляют о его убийстве. Но их планам помешает нападение повстанцев. Лагерь будет разрушен, а оставшиеся в живых обретут свободу. Но много ли народу выживет в этой кровавой мясорубке?
       Индонезийцы, видимо, вложили приличную по меркам их кино сумму в создание данного творения, ибо снято оно очень качественно. Количество мест действия ограничено, собственно это лагерь и джунгли. А вот количество персонажей довольно внушительно для индонезийского кино. Японцы привозят в свой лагерь сначала не так уж и много девушек, а после побега, когда многие из них гибнут, их становится ещё больше. Этот недочет прослеживается где-то в середине фильма. Видимо авторы не рассчитали с показом сцен насилия и забыли, что «перебили» почти всех пленниц. Пытки поражают своей жестокостью и разнообразием. Такое ощущение, что сценарий писали настоящие садисты, ибо такие вещи вряд ли придут в голову обычному человеку. Пытка солнцем, когда от палящей жары люди начинают сходить с ума, пытка огнем, пытка на льду с петлей на шее - это всего лишь несколько примеров того, что придется увидеть зрителю в этом фильме.

       Японские солдаты представлены настоящими исчадиями ада и буквально наслаждаются страданиями девушек, каждый раз придумывая всё новые и новые извращенные пытки. Их начальник не в состоянии что-либо сделать и постоянно отворачивается, чтобы не смотреть на весь этот кошмар. Сами девушки довольно дружны и быстро договариваются о побеге, но у них, к сожалению, ничего не выходит. Одна из них, номер семь, является бойкой и гордой женщиной, которая даже в таких условиях старается бороться до конца. Из-за этого она заслуживает уважение со стороны начальника тюрьмы, а со временем он влюбляется в неё.
       Помимо пыток и насилия в фильме есть и батальные сцены, коих слишком много для стандартного творения WIP жанра. Это роднит данное творение ещё и с развлекательными военными боевиками, которые были так популярны в 1980-е. Перестрелки, взрывы, убийства и сражения японцев с армией сопротивления смотрятся просто потрясающе. Авторы постарались на славу и создали реалистичные сцены военных действий, которые порадуют всех любителей боевиков, ибо они жестоки и динамичны. Ну и наконец, мы подошли к одному из главных атрибутов WIP фильмов - обнаженке. Тут она присутствует, но в настолько мизерных количествах, что я поначалу даже не хотел о ней упоминать. Никаких эротических сцен и бегающих в чём мать родила девушек вы не увидите. Обнаженные женские телеса будут показывать в сценах с пытками и изнасилованиями, да и то снято всё это, как бы лучше выразиться, в рамках приличия. Всё-таки Индонезия - мусульманская страна и там очень жестко относятся к показу голых барышень на экране. Но это ни в коем случае не портит фильм, а даже наоборот придает ему некую оригинальность. Среди тонн одинаковых WIP фильмов из Европы, где доминировала как раз эта обнаженка, «Жертвы войны» очень сильно выделяются в лучшую сторону, ибо авторы не стали использовать отработанную схему жанра и сконцентрировались на показе насилия и военных действий.

       Музыкальное сопровождение писал талантливый индонезийский композитор Гатот Сударто, автор музыки к таким фильмам как «Мистика в Бали» и «Дьявольский меч». Его традиционные печальные синтезаторные мелодии идеально подходят для показа страданий девушек в японских застенках, а динамичный рок - для батальных сцен. Есть здесь и свойственные Сударто «вестерновые» партии на трубе. Эта музыка лучше всего бы подошла к какому-нибудь спагетти-вестерну, но в Индонезии их почти не снимали и авторы умудрились использовать её в своем фильме про женскую тюрьму, причем вставили мелодии так, что они тоже неплохо сочетаются с видеорядом. В начале и в конце фильма голос за кадром произносит речь о войне, о том как она ужасна и что не стоит восхвалять её, даже если ты одержал победу. В прологе голос за кадром заканчивает свой монолог фразой «Этот фильм призван продемонстрировать все ужасы войны». Могу точно сказать, что авторам это удалось на все 100%. Это не антивоенная пропаганда, это отличный развлекательный фильм, который можно поставить в ряд шедевров жанра WIP фильмов и военных боевиков.

Материал опубликован: 14 октября 2009 года.