Раскрашенная кожа


Оригинальное название: Hua pi, The painted skin.
Производство: Гонконг 1966г.
Режиссер: Пао Фонг.
В ролях: Джанджан Чен, Юан Гао, Венг Ву, Хонг Жу.
       «Раскрашенная кожа» - самая первая и по признанию многих зрителей лучшая экранизация древней китайской легенды о призраке. Это очень редкий фильм, который мало кто видел и рецензировал, но в то же время это один из лучших образцов ранних гонконгских фильмов ужасов, красочных, мрачных и пугающих и не имеющих ничего общего с поздними кровавыми и натуралистичными картинами 1980-х, где количество крови и червей превышало все мыслимые и немыслимые границы.

       В IMDB дано наиболее точное определение жанра этого творения – ужасы и драма. По сюжету это действительно мистическая драма, очень красивая и мрачная. Фильм представлен как рассказ старика одному человеку страшной истории, которая произошла много лет назад. В одной вполне состоятельной семье было два брата. Один из них – серьезный, стремящийся к познанию молодой человек, а второй всё время надеется на богов и счастливый случай, из-за чего он уже провалил несколько экзаменов. В один день первый брат уезжает в другой город, чтобы продолжить свое обучение, и дает младшему серьезный наказ – не верить всяким предсказателям судьбы и стараться добиться всего своими силами. Тот согласился, но тут же обратился к очередному предсказателю, который посоветовал идти на северо-восток, чтобы встретить свою удачу. А в той местности находится давно разрушенный храм какого-то древнего божества и туда уже давно никто не ходит. В этой мрачной и тёмной местности молодой человек встретил прекрасную девушку, которую впоследствии спасает от якобы какого-то преследования и прячет в своей части дома, куда никто из остальных родственников не смеет зайти. Девушка оказывается дочкой одного из экзаменаторов и остается какое-то время пожить в этой местности. Постепенно юноша влюбляется в неё, но есть одна проблема – эта девушка является призраком, который может менять свой внешний вид и превращаться в настоящее чудовище. Теперь она сделает всё, чтобы окончательно погрузить парня в свои чары, уничтожить его жену, со временем завладеть его душой и вырвать из груди сердце...
       Вы когда-нибудь видели фильмы про призраков, которые могут превращаться в людей посредством рисования на своей же коже? Девушка превращается в натянутый кусок кожи, а жуткое создание в чёрном плаще рисует ей лицо красками, после чего кожа вновь превращается в человека. Само жуткое создание появляется только ближе к концу фильма, но и без него картина смотрится на одном дыхании. Сразу стоит отметить, что это очень неторопливое кино и что действия здесь совсем мало. Режиссёр не жалеет времени на раскрытые характеров героев и посредством своего фильма передает зрителю мысль, что в большинстве своих бед люди виноваты сами. Брат главного героя говорит ему перед уездом «Не стоит уповать на Богов и счастливый случай. Боги помогают только тем, кто помогает себе сам». И после этого нам показывают человека, который не хотел получать знания и сдавать экзамены своими силами. Вместо этого он решил закрутить роман с дочкой экзаменатора, чтобы та поговорила с отцом и попросила быть снисходительным. Ради будущего богатства, хорошего титула и славы, молодой человек был готов убить свою жену и только её забота и любовь к общему ребенку хоть как-то остановили его от этого поступка. Но новая пассия всё равно добьется своего, а потом и сам молодой человек поплатится за свои прегрешения. Второй же брат, который внезапно возвращается домой, сразу же понял, что к чему и начал предпринимать попытки нерадивого родственника из когтей нечистой силы.

       Большая часть фильма посвящена взаимоотношениям героев. Режиссёр очень ярко показывает их характеры, а также попытки молодого человека подружиться с девушкой-призраком ради успешной сдачи экзаменов и его готовность пойти на преступление ради этого. Фильм поставлен так, что его интересно смотреть даже несмотря на практически полное отсутствие действия. Во-первых, это грамотный сценарий, в котором авторы предусмотрели каждую мелочь и внесли множество интриг, которые плетут призрак и влюбленный в неё юноша. Во-вторых, визуальный ряд, которому могут позавидовать многие итальянские режиссёры готических фильмов ужасов. Всё действие фильма происходит как бы в вечернее время, когда ещё не совсем темно, но тёмно-синие и фиолетовые облака полностью покрывают небо. Именно в таких цветах и снято это творение. Яркие фиолетовые оттенки, старинное здание, в котором живут главные герои и тусклый свет от свечей – что может быть лучше для появления нечистой силы и грядущих страшных событий? Когда придет время увидеть истинное лицо призрака, краски ещё больше сгущаются и становятся более темными, а сама ведьма, рисующая миловидное лицо девушки на коже, тоже является неким ярко-синим созданием в чёрном плаще с капюшоном. Эти пугающие сцены до сих пор не утеряли своей силы и дадут фору любому современному фильму, где всё это заменено бездушными компьютерными эффектами.
       Особых жестокостей в данном фильме, как уже можно было догадаться, нет. Единственная более-менее жестокая сцена насилия будет ближе к концу – призрак вырывает сердце главного героя и забирает его с собой. Опять таки не могу не повториться и не отметить, что режиссёр – настоящий мастер своего дела и знает как снять по настоящему страшное и мрачное кино. Эта пугающая сцена является одним из лучших моментов всего фильма, ибо в ней идеально сочетается фиолетовая цветовая гамма с ярко красным-цветом сердца. Музыкальное сопровождение в данном случае является лишь фоном для происходящих событий. Оно никогда не выходит на первый план и не привлекает к себе особого внимания, но в то же время плохим его уж точно не назовешь.

       В наши дни фильм уже давно считается забытым и его видело совсем мало народу. Гораздо больше внимания привлекают два римейка этой истории, которые по признанию всё тех же зрителей, видевших все три картины, на порядок хуже фильма Пао Фонга. В них уже нет той загадочной мистической атмосферы, красивого визуального ряда, выверенного до мелочей сценария и настолько убедительной актёрской игры. Исполнители главных ролей в этой картине настолько хорошо сыграли своих персонажей, что ими можно восхищаться снова и снова. Особенно хорошо вжилась в свой образ актриса, сыгравшая роль призрака. Сначала - это нежная и женственная девушка, с изящными кошачьими манерами, а потом - жуткое создание, жаждущее крови и сеющее смерть. Думаю, что только за одну актёрскую игру этому фильму можно было бы вручить какую-нибудь награду. А уж обо всех других достоинствах я и не говорю, о них уже и так написано выше. «Раскрашенная кожа» - фильм, у которого практически невозможно найти какие-либо недостатки и просмотром которого можно наслаждаться снова и снова. Любители серьезных мистических картин ни в коем случае не должны пропустить эту ленту, а остальным категориям зрителей рекомендую как минимум ознакомиться с этим творением, чтобы увидеть, как красивое кино раньше могли снимать за маленькие деньги, без мега-звезд в главных ролях и без дорогих спецэффектов.

Материал опубликован: 18 ноября 2009 года.