Завтра взойдет солнце
Оригинальное название: Güneş ne zaman doĝacak.
Производство: Турция 1978г.
Режиссер: Мехмет Кылыч.
В ролях: Джюнейт Аркын, Ойя Айдойан, Тургут Озатай, Йылмаз Курт, Баки Тамер.
Этот редкий и малоизвестный политический триллер по слухам имел серьезные проблемы с цензурой во времена выхода на экраны и был запрещен к показу сразу же после своей премьеры. На это же указывает тот факт, что это первая и последняя режиссёрская работа некоего Мехмета Кылыча. В те времена в Турции за подобное кино могли посадить в тюрьму и вполне возможно, что этого человека постигла такая незавидная участь. А между тем этот фильм совсем не похож на другие политические картины того времени и осуждает сразу два соперничающих строя – социализм и капитализм.
Главным героем фильма является турок по имени Явуз (Джюнейт Аркын), живущий в СССР, где его семью и друзей притесняют местные власти. Устав от этой жизни он вместе с другом Альпом решается на побег в Турцию и надеется, что жизнь при капитализме будет лучше и легче. Приехав на Родину, он со временем понимает, что его народ уже забыл свою историю, свои корни и что страна пляшет под дудку Запада, а также то, что рабочих людей здесь тоже нещадно эксплуатируют, а сами они живут в нищете. Тут же он знакомится с молодой Джемиль (Ойя Айдойан), которая поддерживает левые идеи и считает, что жизнь при социализме будет лучше. Между тем, власти страны получают доказательства, что Явуз убил кого-то в СССР и соглашаются депортировать его. Тут же за ним начинается охота не только со стороны полиции, но и со стороны какой-то секретной организации…
Политическому кино 1970-х были свойственны «левые» идеи и критика капиталистического и буржуазного строя. Но Мехмет Кылыч пошел дальше и раскритиковал оба режима устами главного героя, который говорит, что в случае с социализмом рабочие эксплуатируются государством, а в случае с капитализмом – частными организациями. И при обоих вариантах они будут жить в нищете. Сам же режиссёр и его герой предлагают как бы третий вариант развития их страны и народа, но делают это довольно невнятно и странно. Явуз долго общается с Джемиль и рассказывает ей о том, что нужно помнить свои корни, о том, что турки – великая нация и что им нужно консолидироваться и работать на общее благо. Некоторые зрители усмотрели в этих словах нотки фашизма. Возможно, они правы, но в том, что пропагандирует главный герой, нет ничего плохого. Уж эти идеи куда лучше того, что пропихивают так называемые демократические страны Запада в наши дни.
Авторы фильма написали очень неплохой сценарий, в котором продумали всё до мелочей и как бы совместили традиционную Турцию XIX века и современную. В фильме полно вставок из прошлого, в котором мы видим героев в национальных костюмах и даже один танец Явуза с Джемиль. Всё это придает фильму некий необычный оттенок и как бы перемешивает «гордое» прошлое и трагическое настоящее. Музыкальное сопровождение на этот раз не воровали (по крайней мере, я не слышал 99% мелодий этого фильма в других картинах). Музыка весьма разнообразна и частенько имеет национальные нотки, что придает фильму восточный оттенок.
Я неспроста назвал этот фильм триллером, ибо это не просто политика или драма человека, а полноценное кино с политическим подтекстом и неплохим действием. Зрителя ждут погони, драки и перестрелки. Главный герой будет постоянно скрываться от выслеживающих его агентов и периодически давать им отпор. Также в фильме присутствует пара жестоких сцен, в одной из которых мужчина выстреливает в лицо женщине и буквально пробивает дыру в её голове. Качество этих сцен вполне приемлемо для стандартного турецкого кино. С технической стороны фильм, конечно же, гораздо хуже европейских и американских лент того же периода, но таковым было всё турецкое кино, и рассматривать его нужно именно обособленно, ни с чем не сравнивая. И по его меркам сцены действия в этом фильме сняты довольно хорошо.
«Завтра взойдет солнце» - ещё один отличный представитель турецкого кинематографа в целом и политического кино в частности. Эта оригинальная лента может похвастаться необычным сюжетом, новым взглядом на политику и участием замечательного Джюнейта Аркына. Рекомендуется всем любителям политических триллеров при условии, что они могут закрыть глаза на некоторую дешевизну постановки, свойственную всем турецкому кино того времени в целом. Отличная работа, достойная увидеть свет хотя бы в новом тысячелетии.
Материал опубликован: 05 декабря 2011 года.