Большая серо-голубая птица

  • Оригинальное название: Ein großer graublauer Vogel.

  • Производство: ФРГ-Италия 1971г.

  • Режиссер: Томас Шамони.

  • В ролях: Клаус Лемке, Оливера Катарина (Оливера Вуко), Роберт Сиодмак, Лукас Амманн,
    Умберто Орсини, Вальтер Ладенгаст, Петер Берлинг, Марио Новелли, Бернд Фидлер.

Перед нами ныне забытая, авангардная и крайне оригинальная лента безвестного режиссёра со скудной фильмографией Томаса Шамони – «Большая серо-голубая птица». Картина снималась в 1969 году, а премьера состоялась в Мюнхене в 1970-м. Это была совместная ко-продукция двух стран – ФРГ и Италии, получившая сразу две награды на German Film Awards. Картина действительно весьма странная и в полной мере подходит под описание «кино не для всех».

Сюжет этого творения весьма противоречив и запутан. Во время второй мировой войны группа ученых изобрела некую формулу, с помощью которой можно было манипулировать пространственно-временным континуумом, что могло бы дать власть над миром её обладателю. Поняв, что это может привести к непоправимым последствиям, ученые разъехались по всему миру и у каждого осталась лишь часть этой формулы. В наши дни группа журналистов пытается раскрыть тайну этих ученых и отыскать хотя бы одного из них. Всё это приводит к череде странных событий, интенсивным расследованиям и столкновениям с другими заинтересованными группами…

Как я уже написал выше, сюжет этого творения очень сильно запутан и содержит куда больше ответвлений, чем это может показаться после прочтения моего очень краткого описания. Авторы запутывают его настолько, что иногда зритель просто теряется в водовороте событий, в которые окунаются главные герои, а количество действующих лиц настолько велико, что едва ли можно их всех запомнить. С одной стороны всё это достаточно оригинально, но с другой – нелегко воспринимается, особенно если смотреть фильм без голосового перевода, лишь читая субтитры. Диалогов в нём тоже много, а интенсивность речи велика, поэтому есть риск вообще потеряться в дебрях истории, которую пытаются рассказать нам авторы.

Отдельно стоит поговорить о саундтреке, автором которого выступила отличная kraut-rock группа The can. Музыканты заранее ознакомились с содержанием ленты и увидели, что герои будут использовать множество технических средств и странных приборов, поэтому в музыке тоже присутствуют странные звуки различной аппаратуры и всевозможные электронные эффекты. Музыкальное сопровождение местами ритмично, местами наоборот замедляет темп, а временами представляет собой неторопливые композиции с вокалом. Слушается всё это с большим удовольствием и придет фильму ещё больше оригинальности и неповторимости. Саундтрек – одна из сильных сторон этого творения.

Что же касается действия, то здесь оно присутствует и временами фильм походит чуть ли ни на шпионское кино, в котором есть ученый, за которым охотятся разные группировки, воюющие между собой. Но картина никогда не переходит полностью в шпионский жанр, а лишь испытывает на себе его влияние, в то же время заходя на территорию политического триллера с элементами научной фантастики. Действительно интересная находка авторов и интересная подача материала.

Поначалу события в фильме развиваются достаточно медленно, и кроме странной истории с формулой и некоторого количества погонь и перестрелок здесь особо ничего нет, но в то же время скучать не придется. Герои постоянно находятся в движении, всё время что-то исследуют и пытаются раскопать, а также не забывают про свои вторые половинки, что дает повод авторам продемонстрировать ряд сцен с обнаженкой и романтические моменты, часть из которых также сняты в достаточно необычном виде.

На главные роли были приглашены в основном немецко-говорящие актёры, имена которых знакомы любителям кино ФРГ тех времен. Это Клаус Лемке, Лукас Амманн, Петер Берлинг и режиссёр Роберт Сиодмак. Из итальянцев здесь засветились Марио Новелли и Умберто Орсини. Главная женская роль досталась югославской актрисе Оливере Катарине. Все без исключения актёры и актрисы смотрятся на экране очень стильно и естественно, что является ещё одним неоспоримым плюсом данной ленты.

«Большая серо-голубая птица» – действительно оригинальное, экспериментальное, авангардное и странное кино не для всех. Я воздержусь от рекомендаций к просмотру, ибо «переварить» такое смогут единицы, но те, кому это удастся, скорее всего, не пожалеют о потраченном времени и наверняка высоко оценят это неординарное творение.

Материал опубликован: 06 октября 2013 года.