Гайшар


Оригинальное название: Gheisar.
Производство: Иран 1969г.
Режиссер: Масуд Кимиаи.
В ролях: Бехруз Воссуги, Бахман Мофид, Пури Банеай, Нассер Мелемотей.
       «Гайшар» - неизвестная за пределами родной страны лента, признанная немногими видевшими её критиками настоящей классикой иранского кино и одним из лучших фильмов популярного в этой стране актёра Берхуза Воссуги, который в 1980-е годы даже умудрялся сниматься в кино западных стран (например, в фильме Франклина Дж. Шаффнера «Сфинкс»). В 1972 году турки сняли рип-офф этой ленты под названием «Одинокий мститель» (Alin yazisi, 1972).
       Сюжет: фильм начинается со сцены в больнице, в которой опечаленным отцу и матери говорят, что их дочь умерла после попытки самоубийства. Дома она оставила предсмертную записку, в которой рассказывает о причинах своего поступка. Из письма родители и старший брат узнают, что девушка была изнасилована одним из местных и что она не в силах вынести этот позор. Старший брат отправляется к тому человеку и пытается его задушить, но два подельника вонзают ему нож в спину. Так семья потеряла второго сына. Через некоторое время в город приезжает младший Гайшар (Берхуз Воссуги), который также не обращается в полицию и решает вершить правосудие своими руками…

       Так как я смотрел турецкую версию раньше этого фильма, то, конечно же, не смогу избежать невольных сравнений, хотя должен был писать о них в рецензии на второй фильм. Иранская лента снята в чёрно-белом виде и надо сказать, что турки чуть ли не посценово пересняли это забытое всеми кино, но только сделали цветную версию и слегка изменили финал. Сюжет оригинала развивается немного медленнее и содержит больше разговоров, эмоций и драматизма. Режиссёр уделил равное количество времени трагедии семьи и мести младшего сына обидчикам. Без перевода это кино было смотреть гораздо труднее, нежели турецкий вариант, ибо здесь нужно слушать диалоги, хотя общая сюжетная линия понятна и без них.
       Что меня удивило, так это сцена изнасилования, в которой мельком даже проскакивает обнаженка. В те времена власти страны старались немного деисламизировать Иран, поэтому, возможно, некоторые режиссёры позволяли себе ряд вольностей. Ближе к финалу зрителя ждет «эротизм по-ирански»: танцы девушки в короткой юбке, она же в нижнем белье и без него (правда всё самое интересное остается за кадром). Что же касается убийств, то здесь авторы не стали рисковать и сняли довольно целомудренные убийства, в то время как в турецкой версии они были немного жестче и кровавее. Немногочисленные драки поставлены довольно некачественно, а сняты так и вообще плохо. Камера мотается в разные стороны, а оператор активно злоупотребляет зумами, из-за чего временами на экране мало чего видно. Благо таких сцен в фильме одна-две и, благодаря малой продолжительн6ости, они не успевают испортить впечатление об этом творении.

       Отдельно стоит поговорить о музыке и месте действия фильма. Музыкальное сопровождение написал Эсфандиар Монфаредзадех и надо сказать, что музыка у него получилась настолько великолепной, что турки украли главную тему для своего фильма, правда изрядно подрезали эту композицию. В оригинале трек звучит ещё красивее и создает уникальную восточную атмосферу. Сцены, в которых главный герой идет по старинным и не очень чистым улочкам своего маленького городка под эту музыку, просто великолепны и уносят зрителя далеко-далеко, в тот мир, которого уже не будет никогда. Действие фильма происходит в маленьком иранском городке среди старых малоэтажек и обветшавших сельских домиков. Несмотря на то, что в те времена Иран должен был быть более-менее светским государством, на улицах по-прежнему видны женщины в хиджабах, а отношения между людьми строятся строго по мусульманским традициям. Исполнитель главной роли Берхуз Воссуги – хорош, но Джюнейт Аркын из турецкой версии был всё же лучше.

       «Гайшар» - забытая иранская классика, которая станет неплохим началом знакомства с кинематографом этой страны. К сожалению, достать старые иранские ленты занятие не из простых, да и информации о них практически нигде нет, но всё же, если основываться на впечатлениях, оставленных этой лентой, кинематограф Ирана – нечто интересное. А впечатление о «Гайшаре» только положительные.


Материал опубликован: 24 июля 2011 года.