Чёрный кот
Оригинальное название: Il gatto nero, Black cat.
Производство: Италия 1981г.
Режиссер: Лючио Фульчи.
В ролях: Патрик Мэджи, Мимси Фармер, Дэвид Уорбек, Дагмар Лассандер,
Пьерлуиджи Конти (Эл Клайвер), Бруно Кораццари, Джоффри Коплестон, Даниэла Дория.
В начале 1980-х Лючио Фульчи увлекся созданием кровавых фильмов ужасов и снял одни из самых известных своих фильмов «Город живых мертвецов» (1980), «Дом на краю кладбища» (1981) и «Седьмые врата ада» (1981). Не забывает он и про другие жанры. К примеру, в том же 1980-м году на экраны вышел криминальный фильм «Контрабанда» (Luca il contrabandiere), а в 1981-м Фульчи также снимает ещё один фильм ужасов, но на этот раз не кровавый - «Чёрный кот». Вот о нём мы сейчас и поговорим.
На протяжении своей жизни Лючио Фульчи несколько раз утверждал, что по большому счету не хотел снимать это творение, но согласился после уговоров своего знакомого продюсера Джулио Сбариджии. Возможно, поэтому в некоторых моментах картина снята весьма и весьма небрежно, что не умоляет всех её достоинств и не делает менее интересным творением в фильмографии именитого мастера ужасов.
Действие происходит в маленьком английском городке, куда прибывает женщина-фотограф Джилл Треверс (Мимси Фармер), которая собирается заснять местные достопримечательности и руины. Её внимание сразу же привлекает странная история с несколькими смертями, связующим звеном между которыми является чёрный кот. Также она заинтересовалась личностью ученого-изгоя Доктора Майлза (Патрик Мэджи), который записывает голоса мертвых и проводит странные исследования на кладбище. А между тем убийства продолжаются и везде на месте преступления видны следы чёрного кота. Прибывший из Лондона инспектор Горли (Дэвид Уорбек) поначалу тоже не верит во всякие суеверия и причастность кота, но вскоре ему самому придется встретиться с ним лицом к лицу, причем кот этот будет уже мертвый, ибо хозяин собственноручно повесил его на дереве во дворе своего дома…
Фильм, конечно же, основан на произведениях Эдгара По, но от них здесь осталось достаточно мало, ибо у авторов была отличная фантазия и они смогли придумать интересную и загадочную историю, которая непременно придется по вкусу всем любителям мистики. В отличие от кровавых ужасов Фульчи события в этом фильме развиваются неторопливо, да и атмосфера не такая мрачная и кошмарная. Повествование идет размеренно, а авторы стараются передать зрителю настроение спокойного городка, над которым медленно сгущаются краски. И им это прекрасно удается. Главные герои будут посещать склепы, бродить по ночному городу и не раз заглянут в гости в старинный особняк доктора Майлза. Нетрудно догадаться, что именно здесь кроется разгадка все этих событий и она не настолько примитивна, чтобы её можно было предугадать сразу…
Как я уже сказал выше, этот фильм снят несколько небрежно. Во-первых, вызывают недоумение действия некоторых героев, которые сами напрашиваются на то, чтобы их убили. Скажем, местный алкоголик просто стоял и ждал, пока кот, повиснув на ручке, откроет дверь, а потом попытался пройтись по тонкой рейке, под которой были железные прутья. Результат понятен. Женщина в горящем доме, вместо того, чтобы бежать или что-то сделать, берет подушку и начинает ей махать на огонь (!). Ну и после ночной атаки кота лицо одного из героев было всё в крови, а потом по нему проехалась машина. На следующий день – он лежит в больнице в отличном настроении и без единой царапины на лице. А её позже уже во всю гуляет по городу…
Постановкой спецэффектов занимался Паоло Риччи, и они являются одной из слабых сторон фильма. И это несмотря на то, что фильм, по сути, является бескровным и не очень жестоким (особенно если сравнивать его с другими фильмами Фульчи того периода). Некоторые сцены сняты настолько небрежно, что вызывают недоумение и удивление. Кровь на лицах и руках героев выглядит неестественно, и даже невнимательный зритель без труда заметит, что это обычная краска, через которую просвечивается кожа актёров. Сцена пожара, в которой сгорает одна из героинь, достойна того, чтобы войти в историю кино, как одна из самых плохо снятых сцен. Авторы ставят двигающийся горящий манекен и снимают его. И не важно, что движения его рук противоестественны и что сам по себе он явно похож на куклу, а уж после нескольких крупных планов «лица» становится 100% ясно, что перед нами чуть ли не обычная кукла из магазина. И таких вещей в фильме полно. Хотя справедливости ради стоит отметить, что подгнившие трупы выглядят неплохо.
Главные роли исполнили уже хорошо знакомый поклонникам Фульчи Дэвид Уорбек и небезызвестная актриса Мимси Фармер. Смотрятся они очень хорошо, правда, у Уорбека гораздо меньше экранного времени. Местного полицейского сыграл Пьерлуиджи Конти, завсегдатай итальянского кино, также известный как Эл Клайвер. На роль доктора Майлза первоначально хотели пригласить Питера Кушинга, но тот отказался, думая, что Фульчи планирует снимать такое же кровавое безумие как его трилогия о вратах ада. Затем рассматривали кандидатуру Дональда Плезенса и остановили свой выбор на Патрике Мэджи, который отлично вжился в роль и может здорово напугать своим зловещим взглядом. Ну и слегка покрупневшая, но всё ещё сексуальная Дагмар Лассандер исполнила роль матери погибшей девушки. Музыкальное сопровождение писал Пино Донаджио. Его меланхоличный и временами тревожный саундтрек прекрасен и добавляет атмосферности фильму.
«Чёрный кот», несмотря на все свои недостатки, является вполне достойной и интересной работой в фильмогрфии Лючио Фульчи. Достаточно оригинальный сценарий, приятная музыка, хорошая актёрская игра и общее спокойное мрачное настроение – разве этого недостаточно, чтобы захотеть ознакомиться с этим творением? Не шедевр, но очень хороший фильм.
Материал опубликован: 30 декабря 2005 года.