Лицо шпиона
Оригинальное название: Faccia di spia, C.I.A. Secret Story.
Производство: Италия 1975г.
Режиссер: Джузеппе Феррара.
В ролях: Адальберто Мария Мерли, Марианджела Мелато, Клаудио Камазо (Клаудио Волонте), Франциско Рабаль,
Риккардо Куччиола, Джорджио Ардиссон, Уго Болонья, Доминик Бошеро,
Лу Кастель, Умберто Рао, Альфредо Пеа, Марио Новелли.
Признанный мастер итальянского политического кино Джузеппе Феррара ранее был известен мне по фильму «Сто дней в Палермо», добротной, но схематичной картине, рассказывающей об обречённой на неудачу борьбе генерала Делла Кьезе с городской мафией. Но уже тогда я знал по различным публикациям о ещё одной работе данного режиссёра, которая называлась «Лицо шпиона» и содержала в себе какие-то немыслимые сцены насилия. Этот факт меня заинтриговал, хотя я никогда не был любителем брутальщины. Но шоковый контент картины Феррары 1975 года был, по словам смотревших сие, чем-то вроде «усилителя» производимого на зрителя эффекта, дабы последний более чётко понимал серьёзность предложенной ему тематики. То есть меня заинтересовало то, что gore был включён не жанровым фильммэйкером в эксплуатационную продукцию, но серьёзным режиссёром в политический фильм. Хотя находятся личности, считающие «Faccia di spia» как раз-таки экспло, «выплывающим» только из-за шокирующих сцен.
Итак, создатели сего фильма приглашают нас посетить места «боевой славы» ЦРУ США. Из этого неприятного «вояжа» мы узнаем, что эта служба занимается не только разведыванием, но и активным вмешательством во внутренние дела самых разных стран с целями отнюдь не демократическими.
Гватемала, 1954 год. Прогрессивный президент этого Центральноамериканского государства издаёт декрет о национализации земель могущественной штатовской корпорации «Юнайтед Фрут» с целью передачи их местным крестьянам. Недовольные боссы компании обращаются за помощью к Аллену Даллесу, директору ЦРУ. Тот организует военное вторжение в результате которого во главе Гватемалы окажется послушный правитель и предоставит фруктовому предприятию «законные» преференции. В сюжете о банановой революции в Гватемале есть отличный момент, когда работающая на конвейере девушка наклеивает фирменные ярлычки «Chiquita» не только на связки бананов, но и на фотографии высокопоставленных американских функционеров, напрямую причастных к бизнесу «ЮФ».
Повествование о деятельности ЦРУ будет продолжено показом его причастности к операции в Заливе свиней на Кубе, убийству Че Гевары в Боливии, убийству марокканского оппозиционера Мехди Бен Барка, стимулированию правой оппозиции Чили во времена президентства Сальвадора Альенде, организации кровавого террористического акта (взрыв бомбы) в здании Национального Аграрного Банка в Милане и прочим «прелестям».
Чем примечательна эта картина. Тем, что она последовательно развенчивает миф о США, как о цитадели демократии и прав человека. В «Лице шпиона» Штаты предстают в виде огромного спрута, протягивающего свои длинные щупальца в самые разные уголки дабы схватить и убить. Права человека, может быть, что-то значат на собственной территории, но за её пределами, на «фронтах» неоколониальных «войн» игры идут по другим правилам - можно всё. Тут мы подошли к вопросу о том самом брутальном содержании фильма. Ультражестоких сцен здесь несколько и они занимают очень мало экранного времени. Но его достаточно, чтобы зритель был шокирован. Наиболее ужасными являются моменты засовывания в мочеиспускательный канал полового члена тонкого стального прутика с последующим накаливанием оного огнём зажигалки и засовывания во влагалище ядовитой змеи головой вперёд. На этом фоне вырезание глаза, отрубание рук, поджигание верхней конечности и протыкание тела острым предметом смотрятся менее жутко. Весь этот кошмар показан без купюр и выглядит правдоподобно.
Джузеппе Феррара пригласил в свой проект большое количество знаменитых актёров. Марианджела Мелато, Франсиско Рабаль, Уго Болонья, Рикардо Куччиола, Клаудио Камазо, Лу Кастель - впечатляющий список, верно? Разумеется, актёрская игра на высоком уровне, как и всё в этом фильме. Не могу не выделить близкую к гениальности сцену с башнями ВТЦ по которым стекают струи крови: режиссёр символически показал, что американское благосостояние и могущество залиты кровью, кровью людей, убитых в разных странах, потому что того требовали интересы США. В контексте событий 11 сентября 2001 года эту сцену можно трактовать и как пророчество: настанет день, когда Америка прольёт собственную кровь, ответив, тем самым, за свои многочисленные преступления.
«Лицо шпиона», как мне кажется, можно назвать и фильмом contra Джеймс Бонд. На момент съёмок итальянского фильма популярность кинолент об агенте 007 была очень высока. В массовом сознании настоящий шпион прочно ассоциировался с образами воплощёнными Шоном Коннери, Джорджем Лэзенби и Джорджем Муром. То есть секретный агент был кем-то вроде идеального мужчины. Феррара же в своей работе выписывает истинное лицо шпиона, который оказывается абсолютно беспринципным, циничным и жестоким человеком, выполняющим грязную и кровавую работу. Реальное лицо данной профессии блестяще показывает Лу Кастель в эпизоде с изнасилованием измученной пытками женщины.
Как водится, подведу итог. «Лицо шпиона» - очень и очень добротный фильм. Фрагментарное повествование, объединённое цельностью концепции, даёт вдумчивому зрителю обильную пищу для размышлений. Рекомендовать эту картину к просмотру я могу только любителям политического кино; только эта категория синефилов способна оценить творение Феррары. Я так думаю.
Автор обзора: Almost Human.
Материал опубликован: 27 февраля 2012 года.