Странный регресс


Оригинальное название: Extraña regresión.
Производство: Колумбия 1985г.
Режиссер: Хаиро Пинилла Теллез (Хайро Пинилла).
В ролях: Глория Лида Бохоркез, Хаиро Пинилла Теллез, Карлос Конверс.
       Колумбийское кино – настолько неизвестная даже на Западе вещь, что о существовании оного знают единицы. Да, в этой стране было снято крайне мало фильмов, но, несмотря на это, в кинематографе Колумбии можно найти немало интересных картин. Например, мало кто знает о существовании кровавого приключенческого триллера «Чёртов водоворот» (Remolino sangriento), над которым работали колумбиец Хорхе Гаэтан Гомез и итальянец Роберто Бьянки Монтеро или о фильме Риттнера Бедойи «Адская ночь» (La noche infernal), рассказывающем о проклятом доме с призраками. Особняком среди всех колумбийских фильмов стоят работы Хаиро Пиниллы Теллеза, который начал свою карьеру в 1970-х с документальных картин и в 1977 году выпустил на экраны первый мистический фильм «Призрачные похороны» (Funeral siniestra). Далее последовал ещё ряд оригинальных картин таких как «24 часа со смертью» (24 horas con la muerte) и «Проклятое место» (Area Maldita). Но сейчас я хочу рассказать о более поздней работе режиссёра, рассказывающей о переселении душ - «Странный регресс», которую он выпустил на экраны в 1985 году.
       В те времена фильмы ужасов считались чем-то непристойным и запретным и естественно режиссёру пришлось несладко, и он с трудом продвигал свои работы на кинорынок страны. Однако удача сопутствовала ему и «Призрачные похороны» имели неплохой успех у зрительской аудитории, но начавшееся тотальное наступление Голливуда на кинорынки большинства стран мира сыграло свою негативную роль. Дело дошло до того, что режиссёр стоял у выхода из кинотеатра и спрашивал зрителей мнение о фильме и многие отвечали, что считают, будто кино на испанском языке не может быть хорошим. Тогда предприимчивый колумбиец решил схитрить и стал выпускать дублированные на английский язык версии своих картин. Одним из таких фильмов был «Странный регресс», который показывался в дублированном виде с испанскими субтитрами. Об успехе картины мне ничего не известно, но могу точно сказать, что это нечто оригинальное и доселе невиданное и что я очень рад, что ознакомился с работами Хаиро Пиниллы Теллеза.

       «Странный регресс» начинается с вечеринки в роскошном особняке. Молодая пара (брат и сестра) пристально наблюдала за хозяйкой, женщиной преклонного возраста, чтобы узнать код к сейфу, в котором та хранит драгоценности и деньги. Узнав заветные цифры, молодчики приходят на следующий день за добычей. Однако хозяйка вернулась раньше времени и застала их врасплох. Парень в ярости убил женщину. Полиция не в силах найти убийцу, а дочь погибшей Лора поклялась во что бы то ни стало его отыскать и отомстить. Её желание мести было настолько сильно, что она, будучи студенткой медицинского факультета, уговорила своих друзей поместить её в некое состояние комы с помощью углекислого газа (выглядит всё это наивно, но всё равно интересно), чтобы та смогла встретиться с душой матери и узнать имя убийцы. Сам преступник, которого зовут Родольфо, узнал об этих экспериментах. Его сестра погибла в автокатастрофе и теперь только он знает страшную тайну. Но тут парень не на шутку напугался и решил подстраховаться. Он отключил электричество в морге, где лежало тело девушки, а затем вызвал полицию. Результатом стала её смерть. Но душа была обязана вернуться на землю, и вселилась в новорожденного младенца. Прошли годы, все главные герои стали взрослыми людьми, а один из них Рей, тот, кто любил Лору при жизни, до сих пор не может забыть те страшные события. В один день он встречает странную девушку, с который быстро завязывается знакомство и к которой у него какие-то странные чувства. Постепенно в ней начинают проявляться черты той самой Лоры и даже наблюдаются вспышки памяти. Со временем, Рей узнает, что это и есть Лора и что она всё это время искала убийцу и ждала своего часа. Мужчина влюбляется в девушку, но понимает, что после того, как она совершит акт мести, её душа покинет этот мир, а тело умрет…
       Согласитесь, сюжет этого творения пусть и где-то не совсем реалистичный, но чертовски оригинальный. Я пересмотрел уже довольно много фильмов самых разных стран и жанров и нигде не встречал ничего подобного. Хайрол Пинилла Теллез действительно талантливый режиссёр, который умеет снять необычное кино и у которого есть свой собственный стиль. «Странный регресс» - это даже не фильм ужасов, а мистическая драма с элементами тёмного романтизма. Здесь нет готической или какой-то мрачной атмосферы, но всё равно режиссёр умудряется напугать зрителя и нагнать на его страх, используя звуковые эффекты, особым образом двигая камеру и ставя свет. К сожалению, мне досталась копия ужасного качества, как видео, так и звука, поэтому я не смог в полной мере насладиться этим творением. И вряд ли оно будет доступно в более лучшем качестве даже в далеком будущем, ибо интереса к подобному кино сейчас нет, как его почти не было и в те времена.

       Режиссёр неторопливо рассказывает зрителю о жизни героев, показывая их характеры, интересы и переживания. В этом фильме практически нет действия, как не будет демонстрации сцен из потустороннего мира. Всё выглядит вполне реально, как обычная история мести, за исключением той самой мистической составляющей сюжета. И именно она и делает полфильма вкупе с необычным стилем режиссёра. За весь фильм произойдет всего лишь несколько убийств, а всё остальное экранное время будет отдано диалогам, расследованиям и тому подобным вещам. Но смотрится это всё равно с большим интересом. Режиссёр построил сценарий так, что в фильме нет лишних и проходных сцен, даже несмотря на его большую продолжительность почти в 100 минут.
       Что же касается атмосферы, то здесь я затрудняюсь что-либо сказать. Как я уже отметил выше, никакой готики здесь нет, но в то же время чувствуется нечто необычное и сверхъестественное, то, чего я не встречал в других фильмах. Режиссёр пугает зрителя на подсознательном уровне и иногда умудряется нагнать саспенса даже в сценах с диалогами. Сразу видно, что он очень ответственно подходил к процессу создания своего детища. Возможно, именно из-за этого Теллез сам исполнил роль повзрослевшего Рея дабы передать его чувства и переживания, а также искреннее желание помочь девушке-призраку в её миссии и попытаться оставить её в нашем мире. Сыграл он очень хорошо, как впрочем, и все остальные актёры. Главный злодей Родольфо во второй половине фильма станет похож на похудевшего Луиджи Монтефиори и будет носить некое подобие ковбойского одеяния.

       Единственное, чему режиссёр уделил мало внимания – музыкальное сопровождение. Он банально украл музыку из других фильмов, преимущественно европейских, а также использовал в ряде сцен классическую музыку. Ворованная музыка очень хорошо сочетается с видеорядом, а вот классике здесь, как бы и не место, ибо она недостаточно мрачна. Благо режиссёр этим не злоупотребляет и не портит общее настроение веселыми мелодиями. Финал картины пусть и предсказуемый, но, по моему мнению, именно такой, каким его захочет видеть большинство аудитории подобного кино.

       «Странный регресс» - настоящий шедевр, который видело совсем мало народу и о котором знают лишь единицы. И тем приятнее было ознакомиться с этим творением. Хаиро Пинилла Теллез – настоящий талант, который сумел в период кризиса кинематографа своей страны снять замечательное творение, которое будет интересно не только коренному населению, но и жителям других стран. Оригинальная, качественная и захватывающая лента для всех любителей сверхъестественного и покрытого тайной.

Материал опубликован: 16 августа 2010 года.