Стигматы

  • Оригинальное название: Estigma, Stigma.

  • Производство: Испания-Италия 1980г.

  • Режиссер: Хосе Рамон Ларраз (Джозеф Ларраз).

  • В ролях: Кристиан Борромео, Хельга Лине, Александра Бастедо, Крэйг Хилл, Массимо Серато.

После ряда картин эротической направленности культовый мастер испанского эксплуатационного кино Хосе Рамон Ларраз вновь обращается к жанру ужасов и в 1980-м году выпускает на экраны странную картину под названием «Стигматы». Получилось у него достаточно необычное и неровное кино, которое в руках умелого мастера могло превратиться в настоящий шедевр.

Главным героем фильма является парень по имени Себастьян (Кристиан Борромео), отец которого погиб в результате несчастного случая и который теперь остался жить с матерью (Хельга Лине). С недавнего времени Себастьян обнаружил в себе странные сверхъестественные способности. Стоит ему сильно разозлиться на кого-то и пожелать ему недоброго, и в ближайшее время с этим человеком обязательно случаются разные вещи, но с неизменным финалом, имя которому смерть. А губы самого Себастьяна, тем временем, начинают истекать кровью. Так гибнет девушка, за которой он пытался ухлестывать, а потом и родной брат. Окружающие люди начинают бояться Себастьяна, но тот уже не в состоянии контролировать свой гнев. И только подруга покойного брата Анна (Александра Бастедо) пытается помочь парню и ведет его к медиуму…

В 1974 году Ларраз уже снимал нечто подобное, но только без сверхъестественных сил. Я говорю о фильме «Тёмные дела Эммы» (Emma, puertas oscuras), в котором главная героиня также потеряла родных (в данном случае обоих родителей) и на этой почве у неё случилось помешательство, которое привело к превращению девушки в кровожадного маньяка. Та картина была снята дешево, без хорошо прописанных характеров, добротной атмосферы и приличной актёрской игры. По прошествии 6 лет режиссёр так и не сделал работу над ошибками и выдал нам подобное творение, которое смотрится не намного лучше картины 1974 года.

Первоначальная оригинальная и интересная идея была испорчена дешевизной постановки и неграмотной режиссурой. Видать, Ларраз делал всё второпях и не пытался прописать детали, характеры героев и тому подобные вещи, так важные для данной истории. С одной стороны он пытается показать переживания главного героя по поводу его «сверхспособностей» и невозможностью их контролировать, но с другой совершенно не раскрывает его характер, а временами так и вообще мотается из стороны в сторону, поочередно показывая парня то с плохой стороны (радость смерти отца, попытка грубых приставаний к девушке), то с хорошей. В первой половине фильма он предстает ужасным человеком, от которого постепенно все начинают отворачиваться, но где-то с середины всё начинает неожиданно меняться и подруга погибшего брата, дама старше его, вдруг ни с того ни с сего влюбляется в подростка и во что бы то ни стало, пытается ему помочь. Сам же он на протяжении всего фильма проявляет и извращенные наклонности: подглядывает за матерью, приводящей домой мужчин, и даже кладет диктофон под её кровать, а затем прослушивает записи. Видимо, режиссёр так и не определился, каким будет его персонаж – положительным или отрицательным.

Атмосфера в этом творении отсутствует напрочь. У авторов был в распоряжении старинный особняк и сюжет о сверхъестественном и переселении душ (подробности разглашать не буду), но они так и не смогли создать красивый визуальный ряд. С самого начала просмотра чувствуется очень низкий бюджет этого творения. То же самое касается и насилия, которого здесь практически нет. Пара-тройка смертей на протяжении почти 80 минут и финальная «резня» колюще-режущими предметами без каких-либо серьезных кровавых откровений – это всё, чем придется довольствоваться зрителю. Обнаженки здесь тоже совсем мало, а так называемые эротические сцены сняты крайне целомудренно, что вызывает недоумение, ибо Ларраз не раз ставил достаточно откровенные сцены и снял немало лент эротического содержания.

Главную роль исполнил Кристиан Борромео, тот самый паренек, который двумя годами позже засветится у Дарио Ардженто в его «Погруженном во тьму» (Tenebre, 1982). Не зря Ардженто дал ему второстепенную роль и больше с ним не работал, ибо у него совсем нет актёрского таланта. Хотя в данном случае, думаю, что и Ларраз от него особо ничего не требовал. Хельга Лине сыграла мать главного героя и о ней мне сказать нечего, ибо роль эта второстепенная и блеклая. Довольно известная актриса Александра Бастедо получила главную женскую роль – роль Анны. Смотрится она неплохо, но при общем качестве фильма и отвратной постановке о её игре говорить не стоит. Она просто ровная, без каких-либо изысков, ибо в таком кино их и быть не может.

«Стигматы» – ещё одна слабая работа в фильмографии Хосе Рамона Ларраза. Несмотря на это, в будущем он продолжит снимать фильмы ужасов и даже подарит нам качественный хоррор под названием «Храни, Господь, ваши души» (Descanse en piezas, 1987). А эта работа будет интересна только ярым фанатам режиссёра и коллекционерам старого забытого европейского хоррора.

Материал опубликован: 10 декабря 2014 года.