Эскалация
Оригинальное название: Escalation.
Производство: Италия 1968г.
Режиссер: Роберто Фаенца.
В ролях: Лино Каполиккио, Габриэле Ферцетти, Клодин Ожер, Леопольдо Триесте, Жаклин Перрье.
1968 год. Молодой итальянец Лука Ламбертенги подобно многим своим сверстникам захвачен движением протеста против основополагающих ценностей западной цивилизации. Бунт Луки против общества потребления носит, правда, не политический, а экзистенциальный характер: Ламбертенги не посещает антивоенные и антикапиталистические митинги, а просто тихо и мирно хиппует, увлекаясь до кучи ещё и духовно-философскими учениями Востока. Образ жизни Луки не устраивает его отца Августо, влиятельного миланского промышленника, желающего видеть сына в качестве руководящего сотрудника на своём предприятии. Ламбертенги-старший предпринимает несколько попыток наставить отпрыска на путь истинный. Для начала Лука получает административную должность на заводе, но это абсолютно не интересует занятого духовными поисками хиппи: свой кабинет он использует в качестве места для просмотра фильмов, а потом и вовсе разыгрывает шутку со своим убийством, жутко напугав коллег. Побыв в должности совсем немного, Лука исчезает в неизвестном направлении, вынудив отца нанять группу опытных сыщиков, которые быстро находят и доставляют юношу к родителю. Разозлённый поступком сына Августо на некоторое время отправляет сына в спецлечебницу, где ему проводят негуманную терапию (цитирование «Заводного апельсина»?). Но Лука умудряется сбежать и оттуда. И вот тут умудрённый опытом Августо приходит к следующему выводу: не нужно пытаться навязать Луке приемлемую модель поведения посредством щедрых посулов или силы. Гораздо проще использовать женщину, так как его юный и неопытный сын едва ли устоит перед обаянием и чарами какой-нибудь красотки. Августо встречается с некой Карлой Марией Манини - профессиональным психологом и предлагает ей сделку: она должна познакомиться с его сыном, влюбить его в себя и вступить с ним в брак. Завязав с ним отношения, Карла должна ненавязчиво объяснить Луке, что хорошо, а что плохо. Работа женщины будет щедро оплачена.
Карла с энтузиазмом приступает к выполнению порученного ей задания. Ей не составляет никакого труда очаровать Луку и подчинить его своей воле. Молодой любитель индийской религиозной философии и духовных практик женится на Карле, облачается в деловой костюм и отправляется работать на отцовский завод. Более того, Лука Ламбертенги превращается в подкаблучника, жаждущего стройного и свежего тела своей супруги. Синьора Манини ловко манипулирует мужем, используя этот «рычаг». В общем, мечта отца (и сестры) Луки сбывается: парень выкидывает из головы весь «мусор» и оправдывает чаяния своих родственников. Но однажды младший Ламбертенги узнаёт, что знакомство с Карлой не было случайностью, а являлось частью плана его отца. Разозлённый Лука убивает жену и спокойно продолжает жить дальше: аморальный и смешной буржуа, ещё не так давно трудившийся над своим духовным самосовершенствованием...
«Эскалация» стала режиссёрским дебютом Роберто Фаэнцы, выпускника Центра экспериментальной кинематографии 1965 года. Он самолично написал для своего первого фильма сценарий и создал сюжет. Финансовую поддержку начинания молодого режиссёра взяла на себя организация Cemo Film, за год до этого продюсировавшая проект Элио Петри «Каждому своё» (A ciascuno il suo, 1967). Надо сказать, что боссы Cemo Film не прогадали с вложением, так как картина никому не известного фильммэйкера пользовалась у зрителей популярностью, что, правда, могло быть и заслугой дистрибьюторов из C.I.D.I.F. Но не нужно отрицать того, что успех «Эскалации» был обусловлен большей частью тем, что картина была, что называется, на злобу дня.
Лука Ламбертенги - собирательный образ молодого «протестанта» бурной эпохи 1960-х. Он происходит из состоятельной семьи, что не мешает ему отрицать ценности своего класса. Однако корни этого отрицания стоит искать только лишь в следовании моде на «бунт», более того, бунт не политический, а экзистенциальный, о чём уже говорилось в своём месте. Луку и ему подобных вряд ли интересовала бедность, неоколониализм или войны, то есть реальные негативные явления современности. Реальной борьбе с социальным злом они предпочли уход в экзотические для Запада восточные культы и показное неприятие «буржуазного» комфорта. Отсутствие чёткой мировоззренческой позиции (а интерес к восточным религиозно - философским доктринам был только интересом) закономерно вело таких людей прямиком в удобные офисы и правительственные кабинеты, где вчерашние «революционеры» вспоминали «бурную молодость». Нельзя не заметить сходство «Эскалации» с замечательным фильмом «Развращение» (La corruzione, 1963) Мауро Болоньини, главный герой которого, выпускник религиозного учебного заведения Стефано, собирался посвятить себя служению Господу, не желая следовать по стопам своего отца: жестокого и абсолютно беспринципного бизнесмена. Католицизм не помог Стефано отвергнуть соблазн женщиной, любовницей своего отца Адрианной, которой было поручено охмурить юношу. В обеих картинах усматривается негативное отношение к религии, не могущей служить цельной антикапиталистической идеологией в условиях развитого индустриального общества. Но если «Развращение» Мауро Болоньини - драма, то лента Фаэнцы - комедия. Путь молодых бунтарей в никуда показан очень иронично, особенно благодаря прекрасной актёрской игре Лино Каполиккио, отлично изображающего своего героя в двух ипостасях: хиппи-недотёпы и комичного буржуа, отчаянно пытающегося создать себе имидж жёсткого и властного руководителя.
Принять участие в съёмках первой кинокартины молодого режиссёра согласились отличные актёры. Главную роль, как указывалось выше, блестяще исполнил Лино Каполиккио. На «отлично» поработали француженки Клодин Ожер (жена Луки) и Жаклин Перрье (сестра протагониста), а их почин поддержали итальянцы Габриэле Ферцетти (Августо), Леопольдо Триесте и все-все-все. Значительный вклад в «Эскалацию» внёс начинающий оператор Луиджи Кувейллер, ставший в будущем одним из лучших представителей своей профессии в Италии и композитор Эннио Морриконе, написавший простой, но приятный саундтрэк. «Эскалация» - отличная интеллектуальная комедия, острая сатира, вскрывающая суть разрекламированного в 1960-е движения хиппи.
Автор обзора: Almost Human.
Материал опубликован: 16 августа 2012 года.