Конец игры

  • Оригинальное название: End play.

  • Производство: Австралия 1975г.

  • Режиссер: Тим Барстелл.

  • В ролях: Джордж Мэллэби, Джон Уотерс, Кен Гудлет, Дельвен Делейни, Белинда Джиблин.

Российскому зрителю имя режиссёра Тима Барстелла, скорее всего, знакомо по фильму «Штурмовой отряд Z» (Attack force Z, 1981), который издавался у нас на видео и демонстрировался по ТВ. Но это далеко не лучшая работа режиссёра. Куда более интересным его творением является триллер «Конец игры», о котором я сейчас и попытаюсь вам рассказать.

В основу фильма лег одноименный роман Рассела Брэддона, вышедший в 1972 году. В конце 1974 года во время задержки работы над сценарием к фильму «Элиза Фрэйзер» (Eliza Fraser, 1976) Тим Барстелл принимается за экранизацию романа Брэддона. Действие романа происходит в маленьком английском городке, который авторы фильма заменили на австралийский и снимали своё детище под Мельбурном. Съёмки продолжались пять с половиной недель, и в январе 1975 года фильм был готов. Его премьера состоялась в конце 1975 года, но основные показы были произведены в 1976-м.

Итак, сюжет этого детективного триллера с первого взгляда может показаться простым и примитивным, но на деле это очень сложная и запутанная история с рядом неожиданных поворотов и действительно удивляющим финалом. В прологе мы видим, как некто в коричневых перчатках подбирает проститутку на дороге. Едва она садится в машину, как в её сердце вонзается острый предмет. Далее мы знакомимся с главными героями – двумя братьями Гиффорд – Робертом и Марком. Роберт Гиффорд (Джордж Мэллэби) живет в пригороде Мельбурна в красиво оформленном доме, напоминающем английский стиль. С детства он прикован к инвалидному креслу, но чувствует себя довольно хорошо и отлично стреляет из лука. К нему приезжает брат Марк (Джон Уотерс), который в первый же день во время отсутствия Роберта достает из машины труп той самой проститутки и избавляется от него весьма изобретательным способом. Он наряжается как хиппи, а труп усаживает на инвалидное кресло, после чего везет его в кинотеатр на дневной сеанс. На месте он перекладывает тело на сидение, а сам одевает женскую шляпу и садится в кресло, после чего благополучно покидает кинотеатр, не будучи замеченным, ибо во время сеанса в зале было темно и почти не было народу. Это уже четвертое по счёту убийство девушек за последнее время. Однако Марк оставил ряд улик, которые выводят на его след настырного полицейского инспектора Чидла (Кен Гудоет), который медленно, но верно раскручивает туго запутанный клубок из интриг и понимает, что между братьями что-то не так. Но он даже предположить не может, каковой окажется развязка всей этой истории…

Режиссёр Тим Барстелл подарил нам потрясающий детективный триллер, который при своей довольно большой продолжительности в почти 110 минут смотрится на одном дыхании и восхищает буквально всем, начиная от диалогов и кончая актёрской игрой и операторской работой. Действия в фильме практически нет, за все эти 110 минут произойдет только одно убийство в начале. Вся остальная часть фильм отдана взаимоотношениям главных героев, попыткам Марка скрыть улики и преступление, а также расследованию со стороны полиции, которая будет не раз наведываться в дом братьев. В финале события идут по совсем неожиданному пути и непременно удивят зрителя своей оригинальностью и внезапностью.

Как я уже сказал выше, режиссёр уделяет очень много времени рассказу о каждом из героев и демонстрации их взаимоотношений. Роберт Гиффорд, несмотря на свою инвалидность, является очень смелым и местами даже наглым человеком, который ничего не стесняется, отбрасывает жесткие шутки и всячески подтрунивает над своим братом. Он же одним из первых начинает подозревать его в совершенном преступлении. Марк Гиффорд – его прямая противоположность. Это немного застенчивый и молчаливый человек, который излучает спокойствие и умиротворение. И отношения у двух братьев складываются весьма необычно: несмотря на разные характеры, они неплохо ладят и в какой-то момент Роберт пишет в своём дневнике, что готов помочь брату скрыть его преступление.

Действие происходит преимущественно в доме Роберта, который обставлен в староанглийском стиле. Стены отделаны деревом, везде стоят антикварные предметы, а на стенах и над камином полно всяких старинных мечей, сабель и прочего средневеково оружия. Главные герои ведут себя как настоящие англичане, а сам фильм, хоть и является австралийским и его действие происходит в Австралии, также смотрится как английская продукция. Необычный акцент героев, их манера речи и поведение, а также оформление дома уносят нас в Великобританию тех лет, немного приукрашенную, но приятную и спокойную страну. Фильм смотрится на одном дыхании не только благодаря очень грамотному сценарию, но и благодаря своему чисто английскому духу.

Музыкальное сопровождение Питера Бэста является не очень частым гостем в этом фильме, но оно весьма разнообразно и появляется именно в тех сценах, где нужно показать напряжение или наоборот спокойствие тех или иных персонажей и ситуаций. Тревожные мелодии оказывают очень хорошее воздействие на зрителя и заставляют его сопереживать и внимательно следить за происходящими на экране событиями, ибо они появляются неожиданно, а видеоряд при этом не меняется со спокойствия на действие. Этими мелодиями авторы подчеркивают нервное напряжение главных героев в щепетильных ситуациях. Ну и в заключении хочется поговорить об актёрской игре, которая сама по себе делает полфильма. Итак, на главные роли Тим Барстелл пригласил двух известных австралийских актёров Джорджа Мэллаби и Джона Уотерса (не путать с американским режиссёром). И они действительно сделали этот фильм шедевром, изобразив на экране два совершенно разных характера, двух совершенно разных людей, не похожих друг на друга. Кен Гудлет очень хорошо вжился в роль полицейского и буквально превратился на время съёмок в настоящего английского инспектора полиции. Без отличной игры этих трех людей картина бы смотрелась на порядок хуже.

«Конец игры» - настоящий шедевр австралийского кино. Это очень грамотно поставленная лента, которая может похвастаться идеальным сценарием, талантливой актёрской игрой, напряженной атмосферой с английским привкусом и замечательным саундтреком. С этим фильмом нужно как минимум ознакомиться, что я и рекомендую сделать каждому уважающему себя киноману. Список моих любимых фильмов пополнился ещё одним экземпляром.

Материал опубликован: 28 декабря 2011 года.