Награда твоя… а человека убью я!


Оригинальное название: La taglia è tua... l'uomo l'ammazzo io, El Puro, The Reward's Yours... The Man's Mine.
Производство: Италия-Испания 1969г.
Режиссер: Эдоардо Муларджиа (Эдвард Дж. Мюллер).
В ролях: Роберт Вудз, Розальба Нери, Лиза Сигрэм, Марианджела Джордано,
Марк Фьорини (Эшборн Гамильтон мл.), Марио Брега, Маурицио Бонулья, Аттилио Доттезио, Густаво Рэ, Альдо Берти.
       Те, кто читал мои обзоры на спагетти-вестерны, знают, что Эдоардо Муларджиа – один из моих любимых авторов этого жанра. Во второй половине 1960-х он снимал преимущественно вестерны, лишь изредка отвлекаясь на другие жанры. Картина «Награда твоя… а человека убью я!» является одной из самых необычных работ в его фильмографии, да и в жанре спагетти-вестерна тоже. Этот довольно продолжительный фильм погружает зрителя в атмосферу мрака и печали, сопровождая его слегка переделанной музыкой из «Долларовой трилогии» Серджио Леоне.
       Главным героем фильма является бывший стрелок, а ныне самый обыкновенный алкоголик по кличке Эль Пуро (Роберт Вудз). Он путешествует по городам и скрывается от пятерых охотников за головами во главе с Цыганом (Марк Фьорини), которые везде следуют за ним по пятам. Однажды он прибывает в очередной город и останавливается у своей знакомой – танцовщицы из местного салуна Рози (Розальба Нери). Но охотники приходят и сюда. В один день они находят Рози и медленно убивают её, а главный герой вынужден наконец-то взять себя в руки и вспомнить, что когда-то он был очень быстрым стрелком, чтобы отомстить за смерть Рози и наконец-то найти покой, ибо головорезы уже совсем рядом…

       Стоит отметить, что на момент публикации рецензии этот фильм не имел нормального издания на DVD, а единственная официально доступная версия – французский релиз, записанный с кассеты и сокращенный приблизительно на 12 минут. Но автор рецензии смотрел всё же полную версию и сможет поделиться впечатлениями от просмотренного в полной мере. Итак, приступим.

       Как я уже сказал выше, этот вестерн получился очень необычным и выбивается из общей обоймы подобных картин того времени. Даже в фильмографии Эдоардо Муларджии он является, так сказать, «белой вороной» и сейчас я постараюсь объяснить, почем я так считаю. Начнем с главного героя: этот Эль Пуро, скорее всего, бывший бандит, который натворил делов в Мексике и теперь скрывается от возмездия в США. Ныне он настоящий алкоголик и на протяжении почти трех четвертей фильма будет пить, прятаться, получать тумаков, валяться в грязи и снова пить. Конечно же, режиссёр старается не показывает образ Эль Пуро слишком натуралистично, дабы не вызывать у зрителя рвотный рефлекс, но по сюжету он и есть самый настоящий опустившийся алкаш. Только после смерти Рози Эль Пуро опомнился, пытался вспомнить свои былые навыки и принял решение расквитаться с бандой.
       Из всего выше написанного можно сделать вывод, что в этом фильме совсем мало действия. Так оно и есть. Не ждите захватывающих дух приключений, погонь, перестрелок, ограблений дилижансов и других свойственных жанру сцен. Данный фильм всего этого лишен. Зрителя ждет лишь несколько коротких сцен, в которых авторы разрешат своим героям немного постреляться. Но не стоит унывать, ибо лента интересна не этим. Сценарий настолько хорошо продуман, что фильм смотрится интереснее и увлекает быстрее, чем многие динамичные вестерны, полные безостановочного действия. Во многом этому помогает печальная и, я бы даже сказал, мрачная нигилистическая атмосфера, которую режиссёр активно культивирует на всём протяжении своего творения. Главный герой полностью плюнул на свою жизнь (а по совместительству и на жизни людей, которые его окружают), он только и делает, что бродит по окрестностям и пьет, постоянно попадая в какие-то передряги. По сути, Цыгану и его друзьям не составило бы труда убить его на месте, но неожиданная доброта Рози спасает ему жизнь. Режиссёр несколько раз демонстрирует интересные сцены алкогольного опьянения главного героя, в которых он пытается взяться за пистолет, но весь мир плывет в его глазах. Также удивляет ещё один момент фильма: после убийства Рози Цыган целует своего соратника в губы, который поиздевался над девушкой, прежде чем добить её.

       Фильм получился довольно отрешенный и немного мрачный. Я бы сказал, что его атмосфера чем-то напоминает пасмурный дождливый день, когда небо затянуло тёмными тучами, что дает понять бессмысленность ожидания быстрой смены погоды. Композитором в титрах значится Алессандро Алессандрони, но как только зазвучит музыка, то сразу же понимаешь, что его имя поставлено там просто так и что реальным автором этой музыки был Маэстро Эннио Морриконе, ибо саундтрек этого фильма – слегка переделанные мелодии из «Долларовой трилогии» Серджио Леоне. Используй их Алессандрони без разрешения, Морриконе наверняка бы подал на него в суд. Да и стиль музыки самого Алессандрони совершенно иной и не имеет ничего общего с тем, что звучит в фильме.

       На главные роли Эдоардо Муларджиа пригласил достаточно много известных актёров. Роль Эль Пуро досталась Роберту Вудзу, чье имя должно быть знакомо каждому любителю спагетти-вестернов, ибо он снялся в довольно приличном их количестве. Предводителя охотников за головами сыграл малоизвестный актёр Марк Фьорини, а одного из охотников - завсегдатай трилогии Серджио Леоне Марио Брега. Женские роли достались тоже известным актрисам. Подругу главного героя сыграла Розальба Нери. На этот раз у неё достаточно много экранного времени, но режиссёр не стремиться демонстрировать её красоту. Хозяйку салуна сыграла американская актриса Лиза Сигрэм, а блондинку-танцовщицу – молодая Марианджела Джордано. Именно её героиня сдает Эль Пуро местному шерифу.

       «Награда твоя… а человека убью я!» - очень оригинальный, качественно снятый и сыгранный спагетти-вестерн. Эта лента должна прийтись по душе всем поклонникам европейских ковбойских фильмов и в особенности тем, кто видел уже многое и ищет что-то новое в жанре. Эдоардо Муларджиа ещё раз доказал, что он талантливый и профессиональный режиссёр, умеющий делать хорошее и качественное кино.


Материал опубликован: 22 сентября 2011 года.