Судья-палач


Оригинальное название: El juez de la soga.
Производство: Мексика 1973г.
Режиссер: Альберто Марискал.
В ролях: Хьюго Стиглиц, Мильтон Родригес, Норма Лазарено, Рафаэль Баледон, Бруно Рей.
       Альберто Марискал – один из самых известных мексиканских режиссёров, начавший свою карьеру в конце 1940-х в качестве актёра, а затем в начале 1960-х пересевший в режиссёрское кресло. Его имя больше всего ассоциируется с вестернами, в частности с такими картинами как «Одинокий Макловио» (El tunco Maclovio) и «Вкус мести» (El sabor de la venganza). Но это далеко не единственные вестерны в его фильмографии. На самом деле их довольно много и сейчас мы поговорим о ленте 1973 года под названием «Судья-палач».

       Оригинальное название фильма «El juez de la soga» дословно переводится как «Судья веревки», а по сюжету герой Хьюго Стиглица будет играть роль человека, который исполняет сразу две роли в жизни – роль судьи и роль палача. Поэтому я и решил выбрать подобный необычный вариант перевода названия. Итак, Хьюго Стиглиц играет Кирка Моргана, загадочного охотника за головами, который ловит отъявленных головорезов за вознаграждение и всегда убивает их на месте через повешение. Однажды, когда он приехал за очередным гонораром, к шерифу доставили умирающего старика, который успел рассказать, что на его ранчо напали трое головорезов. Они не только ограбили его семью, но также застрелили малолетнего внука и забили до смерти дочь. Последние слова старика были обращены к Кирку и это была просьба уничтожить тех трёх преступников, чем Морган и начал заниматься. А между тем, те трое уже разбежались по разным частям страны, и каждый устроился по-разному. Один также остался бродягой, другой даже умудрился стать шерифом маленького городка, а третий путем обмана и хитрости отравил влиятельного человека в одном городе и занял его место, получив в наследство его влияние, богатство и даже невесту. Но в городе каждого из них поочередно появляется веревка от виселицы, а это знак, что Морган уже здесь и что тому, за кем он пришел, осталось жить считанные часы…
       Альберто Марискал снял довольно интересный и качественный вестерн, который по стилю очень близок к работам итальянских режиссёров, но всё равно отличается от них по атмосфере. Действие будет происходить в совершенно разных местах: это и красивые живописные прерии, и салуны, и роскошные дома состоятельных людей, и маленькие городки Дикого Запада. Отличительной особенностью данного фильма является показ многочисленных старинных построек, полуразрушенных церквей и часовен, среди которых будут стреляться главные герои. Кирк Морган будет редко говорить, он предпочитает действовать и действует всегда жестко. Ни одну жертву он не оставляет в живых и всегда привозит шерифу трупы. На вопросы о целесообразности убийства, если человек готов сдаться, Морган отвечал «Смерть на виселице – это удел слабаков». Поэтому он предоставлял преступникам возможность умереть в бою, даже если они предпочитали быть трусами.

       Особых жестокостей в фильме нет, но лента всё же пару раз ударит по нервам зрителя. Это произойдет в самом начале, где трое головорезов убьют целую семью, включая ребенка и молодую девушку. И вторая сцена ждет нас в финале, где главный герой откажется от традиционного повешения бандита и уготовает ему более ужасную смерть: закопав подлеца по шею в землю, он начинает осыпать его лицо скорпионами. Финальная сцена с последним и самым коварным из бандитов тоже впечатляет. Его невеста, кинувшаяся в объятья бандита сразу же после смерти будущего мужа, выходит на улицу в свадебном платье и видит, как её жениха, подвешенного вверх ногами побивает палками толпа народу.
       Как видите, фильм пусть и не содержит большого количества действия, но здесь всё же есть на что посмотреть. Красивый визуальный ряд, неплохие сцены действия, редкая, но очень неплохая музыка Риккардо Карриона, отличный актёрский состав – казалось бы всё говорит в пользу того, что это как минимум добротная работа. Но нет, есть здесь кое-что очень меня огорчившее и сильно испортившее мое мнение о фильме. А именно – глупое подобие религиозной пропаганды, которое мы встречаем чуть ли не сразу после начальных титров. В течение фильма она не особо проявляется и заключается лишь в повторении одной и той же фразы, оправдывающей подонков и убийц: «Справедливость на небесах, а человек – это вселенная. Убивая человека, ты убиваешь вселенную». Причем эта фраза звучит в воспоминаниях главного героя, ему её говорит мать. В финале всё так и будет, последняя сцена окажется очень непредсказуемой и очень сильно разочарует зрителя (по крайней мере, меня). Очень жаль, что режиссёр запихнул в свой очень даже хороший фильм эту глупую религиозную тему, а самое главное – она сильно повлияла на судьбу главного героя.

       «Судья-палач» - был бы отличным вестерном, если бы авторы оставили бы свою набожность при себе. Вестерны – это в первую очередь развлечение и не надо его путь с религией и тому подобными вещами. С технической и визуальной стороны фильм хорош, а в сюжетном плане – немного разочаровывает. Но любители вестернов обязательно посмотрят эту ленту и вряд ли пожалеют о потраченном времени.

Материал опубликован: 24 сентября 2010 года.