Кошмар Данвича

  • Оригинальное название: The Dunwich Horror.

  • Производство: США 1970г.

  • Режиссер: Дэниэл Холлер.

  • В ролях: Дин Стоквелл, Сандра Ди, Эд Бэгли, Талия Шир (Талия Коппола), Донна Баккала.

Как режиссёр Дэниэл Холлер снял всего два фильма ужасов – «Умри, чудовище, умри!» (Die, monster, die!, 1965) и «Кошмар Данвича» (The Dunwich horror, 1970), а также работал на множестве «страшных» сериалов и фильмах ужасов других режиссёров. Обе его режиссёрские работы в жанре хоррор основаны на произведениях Говарда Ф. Лавкрафта. И если первая лента «Умри, чудовище, умри» смотрится более-менее примитивно, то из «Кошмара Данвича» вышел настоящий шедевр, который до сих пор впечатляет своей потусторонней красотой.

Судя по названию, картина основана на одноименном рассказе Лавкрафта, но по содержанию является очень вольным его пересказом. Фильм начинается с посещения городской библиотеки молодым человеком по имени Уилбур (Дин Стоквелл). Он хочет взять на изучение знаменитую книгу Некрономикон, однако получает отказ, но зато знакомится с работницей библиотеки Нэнси (Сандра Ди), которая сразу же вызывает у него симпатию. И вот она уже подвозит Уилбура на своей машине до дома, а тот, желая, чтобы она осталась у него, вытаскивает из машины одну из деталей. В результате девушка соглашается провести выходные в особняке Уилбура. Но она ещё не знает, для чего он оставил её у себя и для каких именно исследований он хотел заполучить Некрономикон. То, что произойдет дальше, превосходит самые смелые фантазии зрителя…

Фильм, прежде всего, может похвастаться великолепной атмосферой произведений Лавкрафта. Ожидание чего-то неведомого, заброшенные мрачные особняки, древняя раса существ, желающая вернуться в наш мир, чтобы вновь стать его правителем - вот неотъемлемые атрибуты творчества великого писателя. То же самое есть и в фильме. С самого начала зрителя окутывает гипнотическая и мрачноватая атмосфера загадочности и древности, словно предвещая приход на землю тысячелетнего зла. В визуальном плане картина тоже великолепна и также отдает той самой приятной мистической и одновременно загадочной атмосферой произведений Говарда Ф. Лавкрафта.

Монстров нам не показывают, но умело нагоняют напряжение до такой степени, что зрителю уже и не важно, как выглядят эти существа. Его пугает сам факт их существования и возможность прихода в наш мир. Именно на это ожидание опирался и сам Лавкрафт, но он всё же давал зрителю хотя бы поверхностное представление о том, как могут выглядеть эти твари. А авторы «Кошмара Данвича» решили не показывать их совсем. Главная музыкальная тема фильма просто великолепна, это отмечают практически все, посмотревшие данную картину. Да и вообще саундтрек Леса Бакстера сам по себе шедеврален и очень здорово помогает авторам создать нужную атмосферу. Вступительные титры - рисованный «сатанинский» мультик, который является смелым и правильным ходом со стороны создателей.

По сравнению с ранним «Умри, чудовище, умри!» эта картина более откровенна. И хотя откровенных сцен с обнаженкой здесь нет, в фильме всё же присутствует некая сексуальность. Спецэффектов практически нет, действия мало, жестокость отсутствует вовсе, да они здесь и не нужны, ибо авторы создали воистину тягучую и мрачную атмосферу посредством грамотного использования осветительных приборов и отличной операторской работы Ричарда Глунера.

Главная роль, роль Уилбура, была отдана достаточно известному актёру Дину Стоквеллу, который настолько хорошо вжился в образ одержимого магией человека, что начинаешь восхищаться его талантом. Партнершей Стоквелла по съёмочной площадке была Сандра Ди, которая, кстати, участвовала в создании дублированной версии нашей знаменитой «Снежной королевы» 1957 года. Действующих лиц в фильме не так уж и много, но могу сказать, что все актёры вполне реалистично смотрятся на экране.

«Кошмар Данвича» - настоящая находка для поклонников творчества Говарда Ф. Лавкрафта. Этот мрачный, гипнотический фильм поражает и восхищает свой потусторонней красотой и непременно придется по вкусу всем любителям кино о сверхъестественном. Однозначно шедевр, достойный зрительского внимания и почетного места в киноколлекции.

Материал опубликован: 05 октября 2007 года.