Два мужчины для Алексы


Оригинальное название: Due maschi per Alexa, Fieras sin jaula, Two masks for Alexa.
Производство: Испания-Италия 1971г.
Режиссер: Хуан Логар.
В ролях: Розальба Нери, Курд Юргенс, Хуан Луис Гальярдо, Эмма Коэн, Пилар Велазкес, Эдуардо Кальво.
       «Два мужчины для Алексы» - именно так правильно переводится название этого фильма. Англоязычной аудитории он известен как «Две маски для Алексы». А всё дело в том, что слово «мужчины» (maschi) очень созвучно со словом «маска» (mask). Не зная итальянского языка, американские дистрибьюторы перевели его на слух. Ну да ладно, поговорим лучше о самом фильме. Тем более, что здесь есть что обсудить.

       Итак, кино начинается с показа сразу нескольких персонажей. Пожилой мужчина с опечаленным лицом делает какие-то приготовления в своем особняке. В это же время парочка влюбленных резвится на пляже. Чуть позже мы узнаем, что это жена мужчины - Алекса (Розальба Нери) и её любовник Пьетро (Хуан Луис Гальярдо). Они возвращаются в особняк, не зная, что приготовил им муж девушки. Ночью он заходит к ним в комнату, стреляет себе в висок, а двери и окна автоматически закрываются железными пластинами после того, как молодой человек попытался открыть одну из них. Теперь Алекса и её любовник оказались замурованными в уединенной вилле на пустынном берегу моря. Остальная часть фильма посвящена рассказу истории жизни Алексы, её воспоминаниям и размышлениям…
       Данный фильм по ошибке причисляют к жанру джалло, хотя роднит его с этим жанром разве что атмосфера. На самом же деле это триллер с элементами драмы. Собственно, это фильм-размышление. Героиня Розальбы Нери бОльшую часть экранного времени вспоминает свою жизнь: как она училась в университете, как познакомилась с парнем, который в неё влюбился, затем знакомство с богатым пожилым человеком и их свадьба ради его денег. Постепенно Алекса и её любовник начинают сходить с ума, ей начинают мерещиться странные вещи: как будто мертвый муж вновь оживает и что-то ей говорит. Со временем девушка осознает свою вину и теперь уже очень жалеет, что «отшила» влюбленного в неё парня, который сейчас встречается с другой девушкой, а Алекса похоронена заживо в этом старинном особняке. Её любовник Пьетро, тоже вспоминает, как рисовал портреты на улице и познакомился с девушкой, которую бросил ради Алексы. А между тем гнетущая и душная атмосфера дома и отсутствие еды делают свое дело. Финал картины очень трагический и мрачный…

       Первое, что хочется отметить - отличная атмосфера, которая равномерно окутывает весь фильм. Картину можно назвать готической драмой, печальной и меланхоличной. Зритель жалеет главных героев, но в то же время осознает, что они сами виноваты в случившемся и что они стали причиной смерти мужа Алексы, человека хоть и богатого, но скромного и порядочного. Большая часть действия происходит в той самой злополучной комнате в особняке. Убранство этого здания очень напоминает какой-нибудь средневековый замок. Снималось это всё на самом деле в одном из особняков во Франции, в Париже, если не ошибаюсь. Музыкальное сопровождение принадлежит Пьеро Пиччони, который постарался на славу. Этот саундтрек можно назвать одним из лучших в карьере композитора. Здесь есть всякие мелодии: и успокаивающая нежная песня в начальных титрах, и мрачные пассажи, и симфония постепенно переходящая в некое подобие шума. Музыка очень помогает режиссёру создать нужную атмосферу. В испанской версии фильма был использован другой саундтрек, более рокерский и мрачный, который идеально подошел бы к какому-нибудь джалло.
       Убийств и действия в фильме почти нет, поэтому любители маньячных триллеров будут разочарованы. Как я уже сказал, бОльшая часть фильма посвящена воспоминаниям Алексы, а жизнь у неё была самая обычная, безо всяких приключений. Обнаженки здесь тоже совсем немного: пара коротких и довольно целомудренных сцен сосредоточена в начале фильма (в испанской версии и эти сцены отсутствуют). Отдельно стоит отметить костюмы Розальбы Нери: практически для всех своих фильмов она подбирала их сама, а частенько специально шила. Так вот, в этом фильме она меняет наряды чаще обычного. Забавно то, что режиссёр никак не контролирует этот процесс, результатом чего стали даже небольшие нестыковки: Розальба садится в машину в одном наряде, а приезжает уже в другом. Некоторые предметы одежды мы уже видели в других фильмах: белый плащ где-то уже проскальзывал (к сожалению, не помню названия фильма), а синяя куртка и синяя юбка были на ней в картине «Любовница демона».

       Действующих лиц в фильме совсем немного, поэтому и актёров тоже мало. Роль мужа Алексы исполнил немец Курд Юргенс. Любовника Алексы сыграл испанский актёр Хуан Луис Гальярдо, который начал карьеру в начале 1960-х и снимается до сих пор. Небольшая роль отведена и Эмме Коэн, испанской актрисе и режиссёру, которая засветилась в фильме Хесуса Франко «Граф Дракула». Но главной звездой фильма является, конечно же, Розальба Нери, которой была отведена бОльшая часть экранного времени. Она как всегда а выглядит великолепно и отлично исполняет свою роль, несмотря на то, что она довольно сложна. Конечно же, Нери не совсем подходит по возрасту на роль студентки (в то время ей уже было 32 года), но ничего страшного. Она исполнила свою роль очень хорошо, а вот игра Хуана Луиса Галиардо мне не понравилась. Даже в сцене танца он не смог нормально станцевать, вместо этого неуклюже кривлялся. Но это всё мелочи при остальных достоинствах фильма. Чем закончится эта история, я, конечно же, рассказывать не буду. Скажу лишь, что авторы позабавят зрителя «гипнотизирующими» финальными титрами (опять таки только в итальянской версии).

       «Два мужчины для Алексы» - шедевр, который должен посмотреть каждый уважающий себя любитель европейского кино. Режиссёр Хуан Логар смог рассказать в общем то обыденную жизненную историю девушки в очень интересном стиле, приукрасив свой фильм готической атмосферой и мрачной музыкой. Талантливая, необычная и интересная работа. Наилучшие рекомендации!

Материал опубликован: 02 сентября 2007 года.