Не мечтай о зле


Оригинальное название: Dream no evil, The faith healer, Now I lay me down to die.
Производство: США 1970г.
Режиссер: Джон Хейес.
В ролях: Брук Миллс, Майкл Патаки, Марк Лоуренс, Эдмонд о'Браен.
       «Не мечтайте о зле» - наверное, самая странная картина во всей фильмографии мастера американского эксплуатационного кино Джона Хейеса. В начале 1970-х в США выпускали много очень странных низкобюджетных картин, снятых на стыке нескольких жанров, а иногда и вообще не поддающихся классификации. К таким можно отнести «Свиньи» (Pigs) Марка Лоуренса или, например, «Призрака Алабамы» (Alabama’s ghost) Фредрика Хоббса. «Не мечтайте о зле» как раз относится к разряду таких фильмов.

       Главную героиню этой истории зовут Грэйс (Брук Миллс). В прологе мы видим, что эта девочка постоянно видит какие-то странные сны и мечтает найти своего отца, которого никогда не видела и о котором ничего не знает, окромя имени. Став взрослой женщиной, она начинает работать в каком-то передвижном религиозном цирке и изображать на представлениях падение человека в адскую бездну. Но её мания не прошла. Грэйс по-прежнему жаждет найти своего отца и однажды приходит в дом престарелых, где встречает сутенера, а по совместительству и гробовщика (тот самый автор «Свиней» Марк Лоуренс), который говорит ей, что отец недавно скончался и его тело сейчас лежит в морге. Увидев труп отца, Грэйс начинает плакать и просить его вернуться к жизни. Неожиданно труп встает и убивает гробовщика, а то, что начинается дальше, вряд ли поддается какой-либо логике, ибо авторы решили продемонстрировать медленный спуск Грэйс в пучину безумия, в которой реальность перемежается с её больными фантазиями, что приводит к серии жестоких убийств…
       Стоит сразу отметить, что любители традиционных ужасов и мистики, скорее всего, будут разочарованы, ибо эта картина практически не содержит действия, а те несколько убийств, которые совершит главная героиня, не отличаются особой жестокостью и натурализмом. Авторы поставили себе совсем другую цель – снять странное, сюрреалистическое полотно, в котором будет перемежаться реальность и дикие фантазии главной героини, а также показать, как она медленно погружается в бездну безумия.

       Поначалу Грэйс кажется нормальной девушкой, которая просто желает найти информацию о своем отце и, если он жив, то встретиться с ним. Но постепенно это её желание приобретает маниакальный характер и после инцидента в морге зритель начинает понимать, что все дальнейшие события – это плод фантазии обезумевшей Грэйс. На самом деле никакого отца нет, а Грэйс воображает, что живет с ним в каком-то удаленном доме и на этой почве она рьяно оберегает семейный очаг, что выливается в серию убийств с целью не допустить туда чужаков. Причем девушке кажется, что все эти убийства совершает её отец, а она является лишь его помощницей. Но на деле это она орудует разными колюще-режущими предметами и уничтожает ничего не подозревающих знакомых и просто случайных людей.
       Интересна манера повествования. Авторы добавили закадровый голос, который будет комментировать происходящие на экране события и прояснять некоторые моменты, а также очень медленно, но умело превращают свой фильм из обычной истории в нечто странное, ни на что не похожее. Зритель будет очень долгое время сидеть в неведении и думать, что у происходящих на экране событий есть мистическая подоплека. Режиссёр действительно делает небольшой намек на мистику, но во второй половине фильма всё настолько невнятно, что зритель будет сидеть перед экраном в постоянных сомнениях. И только финал прояснит, что же на самом деле происходило с главной героиней. Надо сказать, что такая манера изложения истории и такой ореол загадочности – это неоспоримый плюс данной ленты.

       Единственное, что мне здесь не очень понравилось – недостаточная мрачность и, как результат этого, кажущаяся затянутость сюжета. Мне кажется, что авторам следовало бы в первую очередь выбрать более внятный саундтрек, ибо мелодии Хаиме Мендозы-Навы какие-то блеклые и неатмосферные. С визуальным рядом, вроде как, всё в порядке, хотя опять таки можно было бы приукрасить эту историю каким-нибудь небольшим налетом готики. Но это я уже придираюсь.

       На главную роль Джон Хейес пригласил Брук Миллс, довольно миловидную актрису, чьё имя наверняка знакомо любителям американского drive-in кино 1970-х. В роли хозяина странного религиозного шоу выступил автор культового «Поместья обреченных» (The mansion of the doomed) Майкл Патаки, а сутенера-гробовщика, который приводил немолодых дам для ублажения обитателей дома престарелых, сыграл Марк Лоуренс. Все они очень хорошо смотрятся на экране, и в особенности мне понравилась госпожа Миллс, которая замечательно передала образ медленно сходящей с ума девушки.

       «Не мечтайте о зле» - очень странная лента, которая понравится лишь ограниченному числу лиц, неравнодушным к подобным картинам. Остальные, скорее всего, просидят максимум половину картины и выключат её, назвав средством от бессонницы. Но если вы любитель всего необычного и талантливого, всего, что отступает от привычных рамок, то этот фильм для вас.


Материал опубликован: 01 апреля 2011 года.