Дракула в Стамбуле
Оригинальное название: Drakula Istanbul'da.
Производство: Турция 1953г.
Режиссер: Мехмет Мухтар.
В ролях: Бюлент Оран, Атыф Каплан, Энни Болл, Кахит Иргат, Эшреф Колчак (?).
Честно говоря, никогда бы не подумал, что в такой стране как Турция могли снимать подобное кино. Это первый фильм ужасов турецкого производства и снят он был ещё задолго до того, как знаменитая английская студия Hammer Films решила сделать из Кристофера Ли кровопийцу Дракулу. Как это часто было в те времена с фильмами экзотических стран, «Дракула в Стамбуле» очень быстро пропал из поля зрения сразу же после премьеры. Многие турецкие фильмы той поры не сохранились и очень долгое время «Дракула…» тоже считался навсегда исчезнувшим, пока не был показан по одному турецкому каналу, откуда и пошла запись ужасного качества. Впоследствии фильм был найден и даже издан на DVD, но ни о каком DVD качестве мечтать не приходится, ибо картина сохранилась в не самом лучшем виде, что, однако не помешает любителям экзотического кино прикоснуться к этому забытому артефакту из давно минувшей эры…
На самом деле этот фильм основан не на романе Брэма Стокера «Дракула», а на фактическом его пересказе с учетом мусульманских традиций, изданном в виде обычного произведения в 1928 году. В те времена Турция не знала, что такое авторские права и там никого не наказывали за заимствование чужих идей, что наиболее активно проявилось в кино 1960-1980-х годов. Именно поэтому в 1928 году турецкий историк, писатель и поэт Али Риза Сейфи издал «свой» роман «Воевода, насаживающий на кол» (Kazikli voyvoda), на котором и основан этот фильм.
Не считаю нужным пересказывать сюжет, ибо все знают историю о Графе Дракуле, который покупает владение в Англии и начинает пить кровь местных девушек. Сюжет турки оставили тот же, но немного изменили его под свои реалии. Например, действие перенесено в Турцию 1950-х годов (в оригинале события происходили в Англии конца XIX века). Имена героев, кроме Дракулы, изменены на турецкие. Скажем, место аристократки Мины заняла танцовщица Гюзин, которую сыграла актриса с отнюдь не турецким именем Энни Болл.
Но самое главное – все христианские символы заменены на мусульманские. Вместо распятий используется маленькая копия Корана, а осиновые колы – они и в Турции осиновые колы. Создатели старались минимизировать расходы на съёмки и сделать фильм, не выезжая из Стамбула, что, однако, не особо сказалось на его качестве. В те времена ещё у турков ещё не было агрегатов, создающих дым, поэтому в сценах на кладбище оный был создан с помощью толпы курящих людей, которые одновременно выпускали дым в нужном направлении. И, кстати, смотрятся эти сцены очень даже неплохо.
Сюжет довольно точно передает содержание романа Брэма Стокера и лишь частично упрощает его. Данный фильм по стилю и сюжету, а также даже по внешнему виду некоторых персонажей очень сильно похож на известную картину Френсиса Форда Копполы «Дракула». Такое ощущение, что работа турецких кинематографистов вдохновила Копполу на съёмки его версии известной истории, хотя я на 100% уверен, что Коппола не видел это творение. Также имеются отсылки к старым фильмам ужасов студии Unversal.
Сам фильм снят довольно неплохо. Декорации, костюмы героев смотрятся очень хорошо. Конечно же, мне не хватало настоящего замка, но то, как его «воссоздали» авторы, достойно похвалы, ибо турецкое кино всегда славилось своей дешевизной, а здесь всё сделано довольно качественно (по меркам их кино, конечно же). Музыкальное сопровождение мне не запомнилось. В те времена оно было везде плюс минус одинаковое – симфонические мелодии. Единственное, что мне не понравилось – некоторая затянутость сюжета, которая делает фильм немного скучноватым. Хотя, возможно, это мне показалось из-за того, что я смотрел «Дракулу…» на турецком языке без перевода. Фильм не дублировался даже на английский, поэтому о русском переводе даже и думать не стоит. В остальном же лента хороша, пусть и очень дешево снята.
Что же касается актерской игры, то с этим всё в порядке. На роль Дракулы авторы пригласили довольно известного в Турции актёра Атыфа Каплана, который впоследствии станет завсегдатаем турецкого кино. Актриса со скудной фильмографией, австрийка по национальности Энни Болл выступила в роли Гюзин (Мина) и отлично вжилась в свою роль. Её внешний вид чем-то напоминает внешность героини американских лент жанра film noir. Роль охотника на вампиров была отдана Бюленту Орану, который в будущем станет одним из самых популярных и плодовитых сценаристов Турции. Также некоторые источники указывают на участие хорошо известного любителям турецкого кино актёра Эшрефа Колчака.
Большинство современных зрителей (особенно недалекая молодежь) посмеется, услышав рядом слова «турецкий» и «Дракула». Поэтому данное кино предназначено лишь для очень узкого круга любителей экзотики, забытых кинолент и «дикой части мирового кино», как гласит девиз компании Mondo Macabro.
Материал опубликован: 03 февраля 2007 года.