Демонический кавалер Костанте Никозия,
или Дракула в Брианце
Оригинальное название: Il cav. Costante Nicosia demoniaco, ovvero: Dracula in Brianza, Young Dracula.
Производство: Италия 1975г.
Режиссер: Лючио Фульчи.
В ролях: Ландо Буццанка, Сильва Кошина, Россано Брацци, Криста Линдер, Моира Орфеи, Джон Стайнер,
Франческа Романа Колуцци, Чиччио Инграссия, Джон Барта, Илона Шталлер (нет в титрах).
Абсолютному большинству фанатов итальянского кино Лючио Фульчи известен, главным образом, как режиссёр маловменяемых фильмов ужасов, настойчиво демонстрировавших ультранасилие и разложение. Именно подобные картины («Зомби-2», «Город живых мертвецов» и etc.) принесли Фульчи мировую славу, отодвинув на задний план другие ленты этого талантливого кинематографиста, хотя среди них было немало интересных и оригинальных экземпляров. К числу этого почти что преданного забвению фульчевского наследия с полным правым можно отнести фильм с длинным названием «Демонический кавалер Костанте Никозиа или Дракула в Брианце». Эта картина снималась в 1975 году при финансовой поддержке активной в то время организации Coralta Cinematografica, которая примерно годом ранее продюсировала другой фильм Фульчи – «Возвращение Белого Клыка» (Il ritorno di Zanna Bianca). Несмотря на название, в котором присутствуют слова «демонический» и «Дракула», данная картина вряд ли может быть причислена к хоррору, являясь, скорее, интеллектуальной комедией. Насколько можно судить, на сегодняшний день «II Cav. Costante Nicosia» считается чуть ли не самым редким фильмом режиссёра, доступным в виде VHS-рипа с греческими субтитрами. Отзывы об этом раритете, над сценарием к которому трудилась целая группа знаменитых деятелей итальянского кинематографа (Пупи Авати, Бруно Корбуччи, Марио Амендола и сам Лючио Фульчи), в подавляющем большинстве случаев, положительны.
Костанте Никозиа - богатый предприниматель, стоящий во главе крупного предприятия, которое выпускает зубную пасту. Однажды дела приводят бизнесмена в Румынию, где Костанте попадает в старинный замок, принадлежащий графу Драгулеску. Итальянец поначалу пугается странной атмосферы жилища аристократа и проживающих в нём персон, но вскоре Никозиа забывает обо всём и вместе с гостеприимным хозяином и его окружением ударяется в оргию с женщинами, вином и битьём фужеров. На следующее утро довольный командировочный просыпается в отведённой ему спальне и обнаруживает в своей кровати голого мужчину. Костанте в ужасе бежит в родную Брианцу, подозревая себя в гомосексуальности. Жизнь дельца становится всё более и более странной для него самого, так как он делает открытие, что его бодрит человеческая кровь. Вскоре Костанте Никозиа понимает, что он превращается в вампира...
Этот фильм нередко называют пародией на вампирские ужастики, что, в общем-то, верно, но лишь отчасти. «Дракула в Брианце» более походит на картину антибуржуазной направленности, кою (направленность) не всегда легко заметить. Главный герой - Костанте Никозиа - представляет собой один из типажей итальянской финансовой элиты того времени. Он происходит из очень суеверной семьи и сам проникнут верой в приметы и прочее, но такая специфическая «религиозность» не мешает ему гулять от законной супруги и сурово относиться к персоналу своего предприятия. В сознании Костанте полно всяких страхов: то он думает, что он гей и начинает ходить к психологу; затем он приходит к мысли о сглазе, после чего посещает мага, ожидаемо оказавшегося обыкновенным шарлатаном. Когда Никозиа, понимает, наконец, что он становится вурдалаком, он поначалу очень сильно переживает и погружается в пучину самого мрачного отчаяния. Но довольно быстро бизнесмен привыкает к новому статус-кво и даже придумывает кое-какой интересный проект, связанный с кровью и сулящий вампиру-новичку большие выгоды. Посмотрев сей вариант популярнейшей истории о Дракуле, можно сделать следующий вывод: Костанте Никозиа был обречён стать вампиром, превращение в упыря было всего-навсего финальным этапом его жизненного пути. Просто сначала он был социально-экономическим вампиром, который сосал из людей кровь в переносном смысле - в силу логики своего положения в общественной иерархии. Позднее произошло закономерное дополнение социально-экономического статуса статусом биологическим: Костанте стал пить кровь уже в прямом смысле этого выражения. «Капиталист - это вампир» - постулирует Фульчи.
Итальянские режиссёры, снимавшие комедии в относительно свободные в цензурном отношении 1970е, не всегда утруждали себя постановкой сцен с качественным юмором, предпочитая ограничиваться кривляньями актёров и массой обнажёнки. Но в данном случае профессионал своего дела Лючио Фульчи выдал отличную, в плане юмора, комедию. Юмор здесь вызывает не гомерический хохот, а мягкую улыбку, которая будет часто появляться на лице севшего за просмотр кинолюбителя. Впрочем, обнажёнкой будущий «маэстро ужаса» тоже не побрезговал, включив в эту своеобразную комедию немало голой натуры.
Главную роль Фульчи отдал одному из лучших комедийных актёров Италии - сицилийцу Ландо Буццанке, с которым режиссёр уже работал во время съёмок вызвавшей большой скандал комедии «Сенатор-развратник» (1972). Естественно, что Буццанка сыграл на отлично. Появился здесь и легендарный комик Чиччио Инграссиа. Правда, экранного времени у него было маловато, поскольку его персонаж (маг-мошенник) был второго плана. Мало времени отвели и англичанину Джону Стайнеру, сыгравшему того самого румынского аристократа Драгулеску. Одна из самых сексуальных актрис аппенинского кино - Сильва Кошина - была задействована в образе супруги Костанте.
«Дракула в Брианце» - очередное доказательство мастерства Лючио Фульчи. Небанальный сюжет, выверенная актёрская игра, хороший юмор и музыка от трио Биксио-Фрицци-Темпера: вот «ингредиенты» из суммы которых получился вкусный кинококтейль. Рекомендуется к просмотру всем любителям итальянских комедий и тем, кто не считает вершиной творчества Фульчи неуклюжие страшилки, чьё смысловое бессилие «компенсируется» садизмом.
Автор обзора: Almost Human.
Материал опубликован: 17 марта 2014 года.