Доктор М. наносит удар


Оригинальное название: Dr. M schlägt zu.
Производство: ФРГ-Испания 1972г.
Режиссер: Хесус Франко (Джесс Франк).
В ролях: Фред Уильямс, Ева Штромберг, Джек Тейлор, Роберто Камардиэл,
Зигфрид Ловитц, Густаво Рэ, Ева Гарден, Хесус Франко (нет в титрах).
       Будучи очень предприимчивым режиссёром Хесус Франко старался не обходить стороной успешные кинофраншизы и ленты. В начале 1970-х он активно работал в ФРГ, где снял ряд отличных фильмов, среди которых были крими «Дьявол приходит из Акасавы» (Der Teufel kam aus Akasava, 1971) и неофициальное продолжение о серии лент о злом Докторе Мабузе под названием «Доктор М. наносит удар». Именно об этом фильме мы сейчас и поговорим.
       Немецкий период творчества Франко я оцениваю хорошо и могу сказать, что большая часть картин, снятая в те годы в ФРГ, как минимум достойны зрительского внимания. Однако в первой половине 1970-х Франко был плодовит как никогда и снимал по несколько фильмов в год. Нетрудно догадаться, что далеко не все ленты получали должные бюджеты и нужное количество внимания со стороны режиссёра. К таковым относится и «Доктор М. наносит удар». Несмотря на то, что это практически чистая немецкая продукция, ленту не показывали в кинотеатрах ФРГ и не издавали там на видео. Было лишь несколько показов по ТВ в 1990-е.

       По сюжету некий доктор М. (Джек Тейлор) похищает секретные формулы из какого-то американского исследовательского центра, но не может их разгадать. Для этого ему нужен ещё какой-то шифр. Получив его, он со своими соратниками сможет создать какое-то сверхмощное оружие и править миром. Для того чтобы достать необходимый код, он прибегает к хитростям, а также похищениям и убийствам людей. А код находится в руках у Доктора Орлоффа (ещё один известный персонаж, на этот раз плод фантазии Хесуса Франко). Противостоять ему будут разные люди и среди них шериф Томас (Фред Уильямс)…

       Скорее всего, Хесус Франко хотел снять серьезное продолжение сериала про Доктора Мабузе и приправить его небольшой долей легкого юмора, присущего некоторым представителям крими-жанра. Но получилось у него вообще непонятно что, самая настоящая мешанина, которая, несмотря на малую продолжительность всего в 75 минут, смотрится с большим трудом. Начнем с сюжета, который сам по себе не только морально устарел, но и наивен до невозможности. Забавный Доктор Мабузе целый фильм сидит в своем логове, разглагольствует и отдает приказы. Доктор Орлофф, персонаж многих успешных фильмов режиссёра, на этот раз появляется на экране чуть ли не на мгновение и сам по себе выглядит не очень хорошо (я имею в виду, что внешний вид Зигфрида Ловица не очень подходит для подобной роли).
       Фактически Доктору Мабузе противостоят случайные второстепенные персонажи и американские спецслужбы, представителей которых мы так и не увидим, но которые будут регулярно упоминаться в диалогах героев. На службе у Мабузе находится строгая женщина по типу знаменитой фашистской надзирательницы Ильзы и послушный монстр Андрос, который один-в-один похож на слугу Доктора Орлоффа из более ранних фильмов Франко. Он похищает и убивает женщин, а также выполняет ряд других приказов героя Джека Тейлора. И, наконец, главным положительным героем является настоящий американский шериф Томас, который весь фильм допрашивает то стриптизершу Дженни (Ева Штромберг), которая так и норовит рассказать ему о своих любовных похождениях, то выжившего из ума деда, который поменялся именами со своей собакой и выловил из озера женские трусы. Этот персонаж вообще не несет никакой смысловой нагрузки и появляется крайне редко, несмотря на то, что по сюжету он является одним из главных врагов Доктора Мабузе. Сцены с шерифом Томасом не только смотрятся как самый настоящий вестерн, но и приправлены довольно тупым юмором в приличных количествах.

       Действия в фильме немного, а качественного действия так и вообще нет. Будет пара погонь на автомобилях, которые закончатся поломкой авто одного из героев и юмором, всё это сопровождающим. Также зрителя ждет ряд похищений и довольно примитивная и резкая развязка, которая наводит на мысль, что у авторов совсем кончились и без того скудные суммы денег, именуемые бюджетом. Музыкальное сопровождение, написанное самим Хесусом Франко под псевдонимом Рольф Кюн, хоть и является джазом, но не привносит в картину нужного драйва и зажигательности. Возможно, из-за того, что музыка была не высшего качества, а мелодии довольно блеклыми. Операторская работа Мануэля Мерино, к сожалению, тоже ничем порадовать не может, ибо всё снято стандартно, без каких-либо изысков. Общее качество фильма очень сильно выдает его низкий бюджет и превращает его в полулюбительскую постановку.

       На главные роли Хесус Франко пригласил многих завсегдатаев своих фильмов. В частности таковыми являются Джек Тейлор, Фред Уильямс и Ева Штромберг. Тейлор неплохо смотрится в роли Доктора Мабузе, но вообще он никогда не отличался особыми актерскими талантами и выглядит здесь неплохо именно из-за того, что от него особо ничего не требовалось: сказать пару фраз и пройтись по своему логову. Про героя Фреда Уильямса я уже рассказал выше. У него не так много экранного времени, поэтому Уильямс тоже особо не напрягается, хотя он был великолепен в другом фильме Хесуса Франко «Она убивала в экстазе» (Sie tötete in Ekstase, 1971). Ева Штромберг выступила в роли стриптизерши и у неё довольно много экранного времени. Ева хорошо исполнила свою роль и отлично вжилась в образ глуповатенькой сексапильной красотки, а также не поленилась продемонстрировать свои прелести в забавной сцене в стрип-клубе, где она смешно танцевала на сцене и называла себя то тигрицей, то кошечкой. Сам Хесус Франко, конечно же, не забыл появиться в эпизодической роли.

       «Доктор М. наносит удар» - крайне дешево снятая лента, которая пытается спекулировать на известном персонаже, чья популярность почти угасла к началу 1970-х. Данная лента будет интересна лишь ярым франкофилам и поклонникам серии о Докторе Мабузе, хотя и они вряд ли получат удовольствие от просмотра данного творения. Остальным можно смело воздержаться от просмотра этого убожества.

Материал опубликован: 14 сентября 2011 года.