Нежное насилие


Оригинальное название: Douce violence, Sweet ecstasy.
Производство: Франция 1962г.
Режиссер: Макс Пека.
В ролях: Эльке Зоммер, Пьер Брис, Аньес Спаак, Кристиан Пезей, Виттория Прада.
       Макс Пека – это имя, более всего ассоциирующееся с французскими порнографическими фильмами 1970-х, автором ряда которых он был и которые доступны в наши дни и российскому зрителю. Однако далеко не все знают, что Макс Пека далеко не порно-режиссёр, а самостоятельный и очень талантливый автор, который в 1960-е годы снял довольно много интересных и необычных фильмов, большинство из которых ныне забыты и едва ли доступны даже на Западе. Одним из таких фильмов является «Нежное насилие», снятое в 1962 году.

       Героями ленты являются представители так называемой «золотой» молодежи, группы молодых людей и девушек, живущих в свое удовольствие и прожигающих деньги своих родителей. Молодой человек по имени Оливье начинает встречаться с интеллигентной актрисой по имени Барбара, но тут судьба сводит его с той самой группой «золотой» молодежи, где он встречает очаровательную Эльке, в которую сразу же влюбляется. Он пытается оказывать ей знаки внимания и понимает, что она также неравнодушна к нему. Но сможет ли он влиться в компанию прожигателей жизни, ведь он прямая их противоположность? И сможет ли Эльке перестать подчиняться законам этой группы и начать жить своей головой, самостоятельно принимая решения?
       Макс Пека показал истинное лицо буржуазного общества и его детей. Нет, этот фильм не чернуха, а довольно красивое в визуальном плане полотно, весь смысл которого заключен в сюжете и диалогах главных героев. Группа молодых бездельников занимается самым, что ни на есть настоящим прожиганием жизни. Они постоянно развлекаются, катаются по городу, докучают прохожим, сорят деньгами и устраивают декадентские вечеринки на яхте отца одной из девушек. Их предводитель по имени Мэдди имеет всё: власть в группе, самую красивую подругу Эльке, деньги и обеспеченное будущее, о котором он, однако не думает, как и все его друзья. Режиссёр очень ярко показал, что представители подобного буржуазного общества живут инстинктами, как животные в джунглях, где сильнейший получает всё, а слабый влачит жалкое существование и подвергается унижениям и порицаниям. Здесь нет места морали, чести, совести и даже любви. Молодые люди время от времени «меняются» девушками и считают любовь и верность пережитками старого общества. В одной сцене Мэдди говорит Оливье, что «любовь и верность для него похороны» и что им не должно быть места в их группе.

       Во время одной из вечеринок Мэдди доказывает Оливье, что нужно быть полностью свободным, делать, что хочешь, жить инстинктами и что их утоление и есть смысл жизни человека. Не важно как, не важно с кем, не важно где – главное утолять эти самые инстинкты и ни в коем случае не думать о будущем и последствиях. Отступивших от этого принципа будут карать, как случилось с одним из парней, который был против того, чтобы его девушкой обладал кто-либо ещё и по-настоящему любил её. Но этого парня не собирались калечить или уж тем более убивать. Мэдди говорил: «Куда проще и безопаснее уничтожить человека морально, нежели физически», что они и собирались сделать.
       И вот в такую компанию попадает молодой студент Оливье, который является полной противоположностью подобных взглядов. Для него честь, любовь и совесть – не пустые слова и уж тем более не «похороны», но в то же время он влюблен в Эльке и всё же решает интегрироваться в эту тусовку. Но все его действия, все его взгляды и поступки противоречат укладу жизни «золотой» молодежи. Он хочет серьезных отношений с Эльке, он, не задумываясь, бросается спасать её с горящей яхты и, не взирая ни на что пытается помочь новому другу, которого исключают из тусовки и хотят предать унижениям. А Эльке… эта девушка, вроде бы, и хочет отношений с Оливье; она, вроде бы, тоже уже устала от такой жизни и постоянно колеблется между соблюдением законов общества богатых и собственными желаниями. В конце концов, она всё же решает остаться с Мэдди, а Оливье уходит и женится на правильной до невозможности актрисе, которая была ему не очено по душе. Получается, все слова Мэдди о свободе оказались пустым набором звуков, ибо Эльке была скована дикими правилами нездорового общества, в котором она находилась, и так и не решилась их нарушить. Свобода, о которой говорил Мэдди, оказалась просто клеткой другого размера, куда более тесной и неуютной.

       Разобравшись с сюжетом, переходим к визуальной составляющей фильма, которой хочется выделить отдельный абзац. Действие происходит в красивом южном городке на берегу моря, а главные герои развлекаются в роскошных домах, возле бассейнов дорогих вилл, на дорогой яхте и в подобных местах. Макс Пека показал красивую жизнь снаружи, но гнилую изнутри. Черно-белое изображение как нельзя лучше подходит для подобной истории, а великолепная операторская работа Марка Фоссара и грамотная работа со светом делают это творение настолько красивым зрелищем, что от него невозможно оторвать глаз. Авторы буквально наслаждаются красотой Эльке Зоммер и её идеальным телом, показывая её в откровенных нарядах, в различных ракурсах чуть ли не в каждой сцене. Где-то в середине фильма зрителя ждет потрясающий по своей красоте танец Эльке под африканские барабаны. Эта сцена настолько красива и необычна, а Эльке Зоммер настолько мила и сексуальна, что хочется смотреть эту сцену снова и снова. Музыкальное сопровождение тоже весьма приятно на слух, особенно великолепная песня в исполнении Джонни Холлидея.

       Макс Пека лучше других показал гнилое буржуазное общество, прикрывающееся роскошью и гламуром. «Нежное насилие» - это фильм с очень грамотным сюжетом, хорошим и до сих пор актуальным подтекстом, красивым визуальным рядом и замечательным саундтреком. Это квинтэссенция красоты Эльке Зоммер и просто идеальный во всех отношениях фильм, просмотр которого я рекомендую всем любителям хорошего кино. Однозначно шедевр, вошедший в список моих любимых картин.



Материал опубликован: 16 марта 2011 года.