Призрачные истории
Оригинальное название: Die xian, The haunted tales.
Производство: Гонконг 1980г.
Режиссер: Чор Юен, Тун Фей Моу.
В ролях: Ши Чун, Бриджит Лин, Лин Паи.
Перед нами один из менее известных фильмов гонконгской компании Shaw Brothers под названием «Призрачные истории». Это антология, состоящая из двух историй, которые сняли два небезызвестных режиссёра - Чор Юен и Тун Фей Моу. Это два совершенно разноплановых режиссёра: первый снимал каратешные, криминальные и мистические ленты, а второй тяготел к насилию и создал две известных шокирующих ленты – «Погубленные души» (Da she, 1980) и «Человек позади солнца» (Hei tai yang 731, 1988). Истории у них получились тоже очень непохожие друг на друга, всё в соответствии со стилем каждого режиссёра.
Итак, фильм открывает новелла, снятая Чором Юеном. Она рассказывает о девушке, которая недавно вышла замуж и живет в красивом доме в уединенном месте, недалеко от реки и нетронутой природы. Казалось бы, что ещё можно пожелать. Но с недавнего времени в её жизнь вторгается сверхъестественное. Сначала девушке мерещатся призраки, слышатся голоса, а затем в доме раздается телефонный звонок и на том конце провода она слышит голос погибшего знакомого, который требует вернуть глаз! Естественно, ни муж, ни другие знакомые ей не верят, и никто не замечает странности, творящиеся в доме. А между тем, в отсутствии остальных призраки уже открыто начинают посещать девушку, а мебель и прочие вещи летают в произвольном порядке. Постепенно, главная героиня понимает, что и с её мужем что-то не так, а их новые знакомые с каждым разом ведут себя всё страннее и страннее. Вскоре она поймет, что все они уже давно мертвы, превратились в призраков и теперь хотят забрать её с собой в царство мертвых…
Эта история способна посостязаться с лучшими представителями готического хоррора не только Азии, но и Европы и, на мой взгляд, является одним из самых красивых в визуальном плане фильмов из всех, что я видел. Медленно, но верно авторы нагоняют страх на зрителя, подогревая его интерес страшными сценами с окровавленными лицами призраков, преследованиями героини в ночном городе и кошмарными видениями под музыку Рица Ортолани из фильма Антонио Маргерити «Паутина» (Nella stretta morsa del ragno). А в это время глаза смотрящего будут наслаждаться воистину мрачной и красочной цветовой палитрой, которую старательно создали авторы, чтобы окунуть его в пугающий и одновременно зачаровывающий мир оккультизма и призраков.
А самое главное – здесь есть всё! Это не просто тягучая атмосферная история с минимумом действия и максимума красоты и атмосферы. Нет. Это и фильм ужасов, в котором призраки будут нападать на людей, преследовать главную героиню и в финале стараться убить её. В конце этой истории нас ждёт традиционное сражение буддистского монаха с нечистью, которое также выглядит очень эффектно и смотрится на одном дыхании. Но это ещё не всё. Финальные сцены сражения монаха и призраков чередуются с разгадкой этой истории, о которой я предпочту умолчать, дабы не раскрывать интриги сюжета. Но не стоит думать, что в финале авторы дадут всем банальное объяснение, развеяв весь мистицизм. Нет, всё куда оригинальнее и интереснее. Только за эту находку авторам стоит поставить пять баллов! А уж за всё остальное фильм и подавно можно смело назвать шедевром.
Вторую историю снял автор «Человека позади солнца» Тун Фей Моу и она в корне отличается от работы Чора Юена. Главным героем этой новеллы является бедный человек, над которым посмеиваются многие знающие его люди, а женщины не отвечают взаимностью. Однажды он научился вызывать духа, который подсказал ему, что нужно сделать, чтобы выиграть баснословную сумму в лотерею. В обмен на помощь духа мужчина должен вести порядочную жизнь, но… вы уже догадались. Получив деньги, он начинает во всю кутить, развлекаться с женщинами, покупать тех женщин, которые отказывали ему в близости и издеваться над теми, кто смеялся над ним. По своей глупости он в миг потеряет все эти деньги и решит снова обратиться в духу, а тот, в свою очередь, не прощает тех, кто нарушил обещание…
Как видите, здесь также присутствуют призраки и сверхъестественное, но стиль повествования совершенно иной. Здесь на смену мрачной атмосфере приходит разврат и насилие. Получив деньги, главный герой начинает сорить ими на каждом шагу. Он «покупает» женщин, а также приходит к той, которую очень долго добивался и которая отказывала ему, мотивируя это тем, что он бедный. Мужчина отомстил ей, заставив в голом виде проделывать неимоверные вещи в обмен на каждую купюру. Далее будет очередь из парней из клуба, которые смеялись над ним. Теперь они стоят и просят его побить их в обмен на деньги, которые он предлагает за каждый удар, а потом и вовсе разносят всё заведение. Ну и в финале, главный герой садится играть в необычную игру, ставкой в которой будут все его деньги…
Режиссёр активно демонстрирует обнаженных женщин и всяческий разврат, а главный герой большую часть времени ведет себя как 100% безумец. Он суетится, по-идиотски смеется и придумывает такие дикие развлечения, которые не придут в голову здоровому человеку. С течением времени эта история становится всё более напряженной и больной, пока не превратится в полное безумие, которое завершится кровавой, но закономерной финальной развязкой. В этой истории балом правит насилие и обнаженка.
Как видите, этот фильм содержит совершенно разные по стилю и сюжету истории, которые плохо сочетаются друг с другом. Странно, что авторы решили объединить их в единый фильм. Уж лучше бы сделали их них две полноценных полнометражных картины, хотя, может, они уже были отсняты в таком виде и создатели решили соединить их вместе и выпустить на экраны, чтобы зрители смогли ознакомиться с очередными работами талантливых режиссёров. Обе истории достойны зрительского внимания, обе интересны и качественно сняты, но я всё же отдаю свой голос в пользу работы Чора Юена, ибо мне всё-таки ближе атмосферные мистические ленты, нежели интенсивное насилие и обнаженка. Хотя, повторюсь, обе истории очень достойны, а сам фильм определенно не на один просмотр. Шедевр, с которым нужно как минимум ознакомиться.
Материал опубликован: 07 мая 2014 года.