Дьявол среди нас


Оригинальное название: Le diable est parmi nous, The Possession of Virginia, Satan's Sabbath, The Devil is among us.
Производство: Канада 1972г.
Режиссер: Жан Бодэн.
В ролях: Луиза Марло, Даниэль Пилон, Даниэль Уиме, Анри Норбер, Жак Фамери.
       «Дьявол среди нас» - первая полнометражная режиссёрская работа и единственный фильм ужасов в фильмографии малоизвестного франкоговорящего канадского режиссёра Жана Бодэна. Эта лента ныне забыта, но в то же время она является довольно уникальным образцом канадской школы ужасов, которая в основном ассоциируется с работами Дэвида Кроненберга.
       В первой половине 1970-х годов в США была мода на фильмы ужасов про сатанистов. Докатилась она и до Канады, где в провинции Квебек, режиссёр Жан Бодэн снимал короткометражки и в 1972 году выпустил на экраны свою ленту на эту тематику. И получилось у него довольно необычное творение, не похожее на то, что делали в США, а также более вдумчивое и атмосферное.

       В прологе мы видим, как мужчина кончает жизнь самоубийством, прыгая с балкона. За расследование почему-то берется журналист Поль Друэн (Даниэль Пилон), который знал подругу погибшего Вирджинию (Даниэль Уиме) и решил для начала разузнать у неё о подробностях смерти богатого человека, ибо он оставил весь свой бизнес и все свои деньги именно ей. Как только он начал совать нос не в свои дела, некто решил его убрать. Кто-то подмешал яд во всё спиртное и даже молоко в его квартире, а позже он находит труп Вирджинии. Причем, когда приехала полиция, его уже не было на месте и лишь следы крови на полу указывали о произошедшем здесь преступлении. Позже Поль знакомится со странной девушкой Еленой (Луиза Марло), с которой у него завязывается роман и которая явно что-то скрывает. Продолжая своё расследование, Поль незаметно оказывается вовлеченным в странные игры сатанистов, в финале узнает правду об этих преступлениях и попадает на настоящую сатанинскую мессу с ритуалами и массовой оргией…
       Этот фильм не похож на те ленты о сатанистах, которые снимали в США. Во-первых, авторы не ставят себе целью демонстрировать жестокие убийства или обнаженку (хотя и то, и другое здесь имеется), а делают уклон в сторону атмосферы и детектива. По сути, этот фильм является ничем иным, а самым настоящим детективом, большая часть которого посвящена расследованиям Поля и его попыткам узнать правду, которая сама по себе отрывается в финале картины. Режиссер мастерски выстраивает сюжет так, что зритель вместе с главным героем ничего не подозревает и ничего не может понять. Убийцу и тех, кто не раз бывал в квартире Поля нам так и не показывают, что, несомненно, нагоняет больше страха, нежели обычный маньяк, которого видно и слышно. Человека всегда пугала неизвестность и именно в этой неизвестности и скрываются те, кто повинен в смерти богатого владельца антикварного магазина, Вирджнии и ряда других людей. И у этих личностей есть некая власть и связи, с помощью которых они вершат свои чёрные дела и остаются незамеченными и неуязвимыми.

       За весь фильм происходит всего несколько убийств, и то большая их часть остается за кадром, и в основном нам показывают уже результаты деяний неизвестных душителей. Режиссёр старается сделать акцент на детективную составляющую и атмосферу. Да, именно напряженную атмосферу, которая сама по себе тоже довольно оригинальна. Нет, это не готика, не мрачность, а я бы сказал, печать и некая отрешенность вперемешку с загадочностью. Большую часть фильма главный герой будет блуждать по улицам, общаться с разными людьми, изучать фотографию с места смерти мужчины из пролога, пытаясь найти загадочную старушку, которая, как он верит, что-то знает или вообще имеет отношение как минимум к одной смерти. Но найти её так и не удается, а сцены, в которых показывают эту старушку, всё время сопровождаются одной забавной мелодией (в отличие от очень хорошего печального саундтрека остальной части фильма), которая как бы оттеняет общую отрешенную атмосферу, давая зрителю мимолетный передых. Финальные сцены с сатанинской мессой, конечно же, немного банальны и я бы предпочел видеть вместо них нечто более оригинальное.

       На главные роли Жан Бодэн пригласил пусть и неизвестных, но всё же узнаваемых и хороших актёров. Журналиста сыграл Даниэль Пилон, канадец с довольно внушительной фильмографией, который за свою карьеру играл практически во всех жанрах кино и даже вместе с легендарным американским актёром Джоном Уэйном. Его партнершей по фильму была Луиза Марло, более всего знакомая по фантастическому фильму ужасов Луиджи Коцци «Заражение» (Contamination, 1980), а в роли Вирджинии засветилась Даниэль Уиме, актриса со скудной фильмографией, игравшая у Гарри Кюмеля и Дениса Эру. Все трое очень хорошо исполняют свои роли и идеально вписываются в созданную авторами атмосферу.

       «Дьявол среди нас» - очень достойная работа в жанре детективного триллера. Мистики здесь нет, ужасов тоже, но картина смотрится на одном дыхании и вызывает только положительные эмоции. Хорошо продуманный сюжет, отличные актёры и приятный саундтрек вкупе с мастерски воссозданной атмосферой неизвестности делают этот фильм обязательным к просмотру всем любителям триллеров и ужасов 1970-х.


Материал опубликован: 02 октября 2011 года.