Огненная пустыня
Оригинальное название: Deserto di fuoco, Desert of fire.
Производство: Италия 1971г.
Режиссер: Ренцо Мерузи.
В ролях: Эдвидж Фенек, Пьетро Мартелланца (Питер Мартелл), Джордж Ванг, Джузеппе Аддоббати, Карла Манчини.
В начале 1970х гг. популярность спагетти-вестернов постепенно начинает падать. В этих условиях некоторые режиссёры пытались «модифицировать» итальянское ковбойское кино, дабы выделить свои фильмы из общей массы «стандартных» вестернов. Так, Чезаре Каневари фактически переснимает ленту «Dio non paga il sabato» (Танио Боччиа, 1968), получив в итоге сюрреалистический вестерн «Убей его!» (Matalo!, 1970); Марио Бьянки в 1971 году добавил в спагетти элементы джалло («Во имя Отца, Сына и Кольта»), а Амази Дамиани и вовсе поэкспериментировал с вестернами дважды: сначала он снял «Тара Поки» (1971), половина которого представляет собой этнографический киноочерк о суровых нравах традиционного сельского социума Калабрии, а в 1972 - фильм «Кровавая история», представляющий собой помесь СВ с gangster/noir. Одним из тех, кто решился внести что-то новое в затухающий жанр итальянского вестерна был безвестный режиссёр Ренцо Мерузи, начавший работать в местном кинематографе ещё до начала Второй мировой войны. В 1970 году Мерузи снимает свой третий и последний фильм, получивший название «Пустыня в огне».
Бедуин Эль Мариш со своими подручными нападает на группу людей, перевозивших на автомобиле крупную сумму денег. В результате бандитской атаки все пассажиры авто погибают, а налётчики завладевают целым чемоданом долларов. Но циничный главарь преступников не собирался делиться награбленным и просто-напросто расстрелял своих недавних партнёров по «бизнесу». Радость Эль Мариша от осознания того, что он является единственным владельцем целого состояния была очень и очень недолгой: кто-то увёл добычу прямо из-под носа у бедуина, вдобавок слегка нагнав на него страха. Разъярённый грабитель точно уверен, что за этой проделкой стоит Шериф Мак Кар, он же - Билл, белый торговец оружием...
Ренцо Мерузи снял очень необычный фильм. Вместо песков Дикого Запада здесь наличествуют пески какой-то арабской страны, мексиканцы-пистолеро «заменены» на берберов, которые атакуют не дилижансы, а автоколонны белых. Сюжет весьма закручен, как это и подобает хорошему СВ. Основная линия истории заключается в противостоянии Эль Мариша с Биллом: горячий бедуин всеми силами хочет вернуть так нагло украденные у него деньги и наказать бледнолицего за его дерзость. Но помимо этого в «Огненной пустыне» есть и кое-что ещё, не приводящее к прямолинейности: вопрос этнической самоидентификации главного женского персонажа, борьба за женщину, политика и даже полицейское расследование. В общем, скучать за просмотром едва ли возможно.
Персонажи «Огненной пустыни» экзотичны. Эль Мариш представляет собой циничного бандита, легко идущего на любые преступления, если они сулят ему какую-либо выгоду. Этот крупный мужчина, облачённый в чёрные арабские одежды и увешанный золотыми украшениями, ходит босиком и очень любит противоположный пол. Красавица Джоанна - полукровка, которая, несмотря на протесты матери-берберки, влюблена в Билла и готова ради него почти на всё. Сам Билл являет собой очень загадочную персону. Он обладает практически сверхъестественной способностью появляться из ниоткуда и исчезать в никуда, приводя этим в глубокое замешательство своих недоброжелателей. Этот храбрый и сильный мужчина часто носит с собой блестящую большую гитару, используя её как светоотражатель в противостоянии с врагами. Внутри музыкального инструмента спрятан револьвер. Билл ведёт свою игру, смысл коей раскрывается ближе к концу. Интересна и мать Джоанны. Суровая, националистически ориентированная берберка, не уклоняется от участия в партизанских вылазках, находясь на передовой борьбы.
Атмосфера этой киноленты то вестерновая, то восточная. Когда слышится свист гуляющего по пескам и скалам ветра, а на экране видны всадники, то сразу возникает мысль об СВ. Но вот перед зрителем предстают люди в специфических одеяниях, арабские поселения и в мгновение ока он переносится с Дикого Запада в 1001 ночь. Такое варьирование выглядит небанально, особенно когда видится ещё и «смешение эпох»: всадники на лошадях преследуют автомобили. Действия тут много и оно не разочаровывает.
На главную роль Ренцо Мерузи пригласил стремительно восходившую к славе Эдвидж Фенек (Джоанна). Сыграла она как всегда отлично, представ кое-где в полуобнажённом виде. Злобного Эль Мариша, что забавно, играл китаец Джордж Ванг. К его актёрскому мастерству претензий нет, но выраженная азиатская внешность странновато сочетается с экранным персонажем-арабом Ванга. Пьетро Мартелланца на должном уровне сыграл фантомного Билла, а Джузеппе Аддоббати - пьяницу - француза Жана Легорна; последний неслабо напоминает Ли Ван Клифа. Отличное музыкальное сопровождение к фильму написал Франко Биксио.
«Огненная пустыня» - очень своеобразный фильм. По сути он представляет собой смелую модификацию вестерна, резко выделяющуюся на фоне остальной кинопродукции подобного рода.
Автор обзора: Almost Human.
Материал опубликован: 23 мая 2014 года.