Удар
Оригинальное название: Darbe.
Производство: Турция 1976г.
Режиссер: Шериф Гёрен.
В ролях: Джюнейт Аркын, Фикрет Хакан, Мемдух Юн, Айсун Гювен.
В 1970-е годы в Турции, как и в Италии, был бум политического кино, которое снимали в основном режиссёры коммунистических\социалистических воззрений. Турки часто копировали и подражали итальянцам, да и политическая ситуация также способствовала появлению такого кино. Главными авторами этого немногочисленного жанра были Йылмаз Гюней и Ремзи Айдын Жёнтюрк, но подобные ленты снимали и другие, менее известные авторы, среди которых были Мелих Гюльген и Шериф Гёрен. Последний был давним ассистентом и соратником Гюнея, поэтому неудивительно, что в 1977 году он выпустил свою политико-криминальную картину под незамысловатым названием «Удар», о которой мы сейчас и поговорим.
Гёрен посвятил свой фильм борьбе рабочего класса против угнетателей-капиталистов, в лице которых выступают владельцы крупного бизнеса и государственных корпораций. Главным героем фильма является работник одного крупного завода Ахмет (Джюнейт Аркын). Он отдал 23 года своей жизни этому предприятию, но так ничего особо и не добился. Всё, что он получил – очень низкая зарплата, которой едва хватает на жизнь. Там же работает и его сын, который со временем становится лидером протестного движения и возглавляет местный профсоюз. Видя всю несправедливость, всё богатство начальника завода (Мемдух Юн) и нищету его подчиненных, сын Ахмета начинает серьезную борьбу и организовывает забастовку. Естественно, руководству это не нравится, и после безуспешных попыток Ахмета (по приказу начальства) вернуть рабочих в цеха некто присылает несколько машин к митингующим… Начинается заваруха и одна из машин сбивает насмерть лидера протестующих. Безутешный отец пытается отыскать убийцу, но у него ничего не выходит, ибо за ним стоят очень влиятельные люди. Тогда Ахмет обращается к своему не менее влиятельному другу Кемалю (Фикрет Хакан), но ещё не знает, какую страшную правду откроют эти поиски и какой кровью завершится вся эта история…
Если попробовать причислить «Удар» к какому-либо жанру, то это, скорее всего, будет высоко политизированный криминальный триллер. Центральная сюжетная линия мести отца за смерть сына очень плотно окутывается политикой и показом борьбы рабочих за свои права. Зрителя ждёт множество сцен с митингами и забастовками, а герои будут частенько говорить о классовой борьбе и невозможности жить при нынешней системе ценностей. Авторы очень ярко показывают жизнь власть имущих, которая с тех пор нисколько не изменилась и только стала ещё более неприкрытой и роскошной в наши дни. Глава завода на фоне мизерных зарплат своих подчиненных и на фоне назревающего бунта покупает сыну на деньги предприятия новейшую спортивную машину и приказывает Ахмету списать эти средства, как будто они были потрачены на покупку служебного автомобиля. С тех пор ничего не изменилось, а ситуация в мире только усугубилась…
События в фильме развиваются стремительно, и стоит похвалить авторов за хороший сценарий, который предлагает зрителю не только море интересного действия, но и немало непредсказуемых поворотов сюжета. Действительно, в определенных моментах происходящие на экране события буквально шокируют зрителя, а ряд героев оказывается совсем не теми, кем себя позиционировали и казались зрителю. Финал картины также впечатляющий, правда здесь мы опять сталкивается с традиционным для турецкого кино не очень качественно поставленным действием и «неубиваемостью» главных героев, которых не берут даже пули. Но это мелочь, и любители турецкого кино уже привыкли к таким вещам и не обращают на них никакого внимания. К тому же, отмечу, что эта картина снята на порядок качественнее большинства фильмов этой страны того времени.
Как я уже сказал выше, действия здесь предостаточно. Ахмет будет сначала сам пытаться найти убийцу, что приведет к столкновению с людьми, не желающими, чтобы он продолжал свои изыскания. Нас ждут как рукопашные бои, так и перестрелки. Но не стоит ожидать дикого кунг-фу, которым славятся более поздние фильмы Аркына, снятые Четином Инанчем. Здесь всё более вменяемо и качественно. Авторы не стесняются демонстрировать кровавые сцены (в одной из них лицо главного героя превращают чуть ли не в месиво), а также ряд мимолетных сцен с обнаженкой, которые призваны показать не только развлечение главных героев, но и нравы «золотой молодежи».
На главную роль был приглашен самый известный актёр Турции Джюнейт Аркын, который был уже не новичком в жанре политического кино и уж тем более знал толк в криминальных триллерах. Он отлично смотрится в роли безутешного отца, которому нечего терять и который готов на всё ради мести за своего сына. Его друга сыграла другая звезда турецкого кино Фикрет Хакан, также знакомое лицо, игравшее не только на родине. Его Кемаль – аристократичный и стильный мафиози (хотя об этом явно не говорится в фильме). Главу завода прекрасно исполнил один из лучших режиссёров страны Мемдух Юн, который уже имел честь играть с Аркыном в подобной продукции, а именно в фильме Ремзи А. Жёнтюрка «Несгибаемый человек» (Yikilmayan adam, 1977). Актёрская игра также на порядок выше многих других турецких лент того времени.
«Удар» – отличный политический триллер, который не утерял актуальности до сих пор. Если отбросить все коммунистические нотки и классовую борьбу, то картина является отличным живописанием нравов современных власть имущих и их детей. Динамичное, стильное, жестокое и интересное кино. Рекомендации.
Материал опубликован: 11 декабря 2013 года.